Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

планшеты

Комментарий SmartMarketing: какие тенденции определяют сегодня развитие рынка планшетов?

Какие тенденции определяют сегодня развитие рынка планшетов? Насколько остра борьба iPad против Google Android?

Если говорить о тенденциях на рынке на рынке планшетов, то ситуация сегодня примерно такова... Рынок растет, растет быстро и активно, за первое полугодие 2012 г., по нашим оценкам, общий объем продаж составил 659 тыс. штук (188% от показателя первого полугодия 2011 г.).

Доминирующее положение в сегменте планшетов пока сохраняют A-бренды, прежде всего Apple. В то же время, заметна и некая интрига в развитии, связанная с расстановкой сил. Некоторое время назад iPad сумел отбить первое покушение на свою долю, сделанное Samsung. Тогда многие ждали, что вот-вот напористые конкуренты с Android оттеснят iPad, к тому были все предпосылки — но чуда не произошло.

Комментарий SmartMarketing: гаджеты — друзья или соперники?

Насколько смартфоны и планшеты конкурируют с традиционными ПК и смогут ли они занять их нишу?

Начало «эры Post-PC», завершения эпохи персональных компьютеров предвещалось уже более десяти лет назад. Еще в 2000-м тогдашние ведущие идеологи ИТ — Лу Герстнер, Ларри Эллисон, Стив Джобс — предрекали скорый закат традиционным ПК. С тех пор прошло десятилетие — а компьютеры так и стоят на наших столах.

На самом деле это противопоставление смысла не имеет, у каждого устройства есть свое место и своя ниша. Смартфон — средство связи в эпоху цифровых коммуникаций, планшет — способ потребления контента, ноутбук — средство производства контента, ПК, по меткому определению Intel, занимает место «центра цифровой Вселенной».

Другое дело, что раньше технологии не позволяли создать столь же доступных по цене устройств, не превращая их в буквально в «огрызки». Но все эти сегменты растут и развиваются вместе, подталкивая и стимулируя популярность друг друга.

Нас спрашивают: «читалки» или планшеты?

В чем популярность «Электронных книг». Насколько она велика сегодня?

Она очень велика. Можно даже сказать, выше, чем у планшетов.

Причина проста: электронные книги массовому пользователю понятнее. Обычному, среднестатистическому, тому, который ездит в метро и с ИТ или гаджетами особо не знаком.

Идея «купить планшет» у массового пользователя наталкивается на недопонимание: «а зачем»? Что на нем делать? Идея купить электронную книгу неизмеримо понятнее, плюс само устройство стоит дешевле. И это привлекает к сегменту огромное число людей, которые ранее никакими гаджетами, кроме телефонов, и не пользовались.

Планшеты растут за счет другой страты. Фактически не будет преувеличением сказать, что основа этой прослойки — фанаты Apple, она до сих пор держит 70-80% рынка — несмотря на изобилие планшетов и гигантские усилия по их продвижению. Их много, они активнее (почему и более заметны), их число растет за счет молодых поколений и в перспективе их станет больше.

Нас спрашивают: основные события и тенденции 2012

Ноутбуки. Apple пополнит линейку MacBook Air 15-дюймовым ноутбуком (весна 2012). На смену нетбукам приходят ультрабуки (на базе Intel: Lenovo, Samsung, LG и др.). Каких изменений стоит ожидать? Какой из существующих ультрабуков лучше?
Все, на самом деле, зависит от макроэкономической ситуации. Вендоры, отдышавшись после кризиса 2008 г. сегодня пытаются вернуться на накатанную колею: сместить фокус внимания покупателей с недорогих устройств на премиум-сегмент.

Объем российского рынка планшетов в первом полугодии 2011 г. составил 351 тыс. шт.

Аналитическая группа SmartMarketing (www.smartmarketing.ru) публикует основные результаты исследования российского рынка планшетных компьютеров. По итогам периода общий объем продаж таких устройств всех типов на российском рынке, согласно оценкам SmartMarketing, составил 351 тыс. шт.1, что более, чем в два раза (на 231%) превышает весь объем продаж 2010 г. (152 тыс. шт.)2.

Объем продаж компактных моделей (MID, с экранами от 5 до 7 дюйм) составил 120 тыс. штук (34,12%), на долю крупноформатных устройств (TBL, с экранами от 8 до 10 и более дюйм) пришлось 232 тыс. шт. (65,88%).

Тенденции и состояние рынка планшетов в первом полугодии

Рынок планшетных ПК в первой половине 2011 г. развивался довольно противоречиво, если так можно сказать. Прошлогодний бум, который многие наши коллеги поспешили назвать «бумом планшетов» на самом деле следовало б назвать «бумом iPad». Особенность продукции Apple такова, что она существует как бы в своем отдельном мире, параллельная реальность. Его покупатели в очень и очень многих случаях покупабт не столькор сам продукт, сколько «модную новинку от Apple». Как следствие, если продукт Apple окажется успешен — совсем не обязательно, что другие производители смогут повторить такой успех. Что мы и наблюдаем в случае с планшетами.

Нас спрашивают: смартфоны и планшеты в корпоративных приложениях

Мобильные устройства, их применение в бизнес приложениях...

Существует два основных сегмента бизнес-мобильности. Первый — использование традиционных устройств для бизнес-целей. Тут нет ничего особенного, специфика примерно та же, что и при организации работы корпоративного персонала на ноутбуках. Главное — безопасность, затем — централизованное управление парком устройств (что смыкается с вопросом безопасности, естественно), снижение корпоративных расходов на обслуживание всего этого добра и т. д.

Традиционно тут больше внимания сосредотачивалось на BlackBerry, который сделал доступ к почте своим главным коньком, но вообще это сегодня по силам любому более или менее современному смартфону.

Нас спрашивают: iPad как платформа для глянцевых журналов

Как вы оцениваете объем рынка iPad в России и в США?
В США даже и оценивать не надо, известны точные цифры, которые сообщает сама Apple: за второй квартал 2011 ф. г. в мире продано 4.69 iPad. Это примерно в три раза меньше, чем продажи iPhone и в два — меньше, чем iPod. На долю США приходится около 60% продаж, так, что посчитать несложно.

В России... За прошлый год по оценкам АГ SmartMarketing рынок планшетов составил 152 тыс. шт. всего, из них на iPad пришлось 106 тыс. (62,03%). Достаточно скромно, но это обычная ситуация с продуктами Apple в России — шума вокруг них всегда больше, чем реальных продаж. Отчасти такая ситуация говорит, что пользователи Apple — активные, экспрессивно высказывающие свое мнение, люди, их активность и провоцирует «раскрутку» моды на Apple.

Интересный факт — по нашим наблюдениям примерно 20% iPad впоследствии перепродавались на различных онлайновых аукционах, через форумы и др. (мы проводим такой мониторинг на регулярной основе).

Нас спрашивают: кому нужен iPad 2 в России

1. Ваш прогноз, насколько будет востребован iPad2 в России по сравнению с предыдущей версией?
Сам по себе — даже, наверное, меньше востребован, чем первый. Но тут нет ничего удивительного, это обычная для Apple ситуация. Да и не только для Apple, если между началом продаж популярного гаджета в мире и началом продаж в России, проходит по полгода, естественно, что самый сладкий «кусочек» — фэны, которые готовы покупать, переплачивая в два-три раза, лишь бы первыми приобщиться к новинке — компания теряет. Их запросы удовлетворяет «серый» канал, тогда как «официальным поставщикам» приходится рассчитывать на меньшую маржу, что можно компенсировать только увеличением продаж... Что в случае с Apple затруднительно, квоты для России невелики. С другой стороны, там и маржа такая, что даже в такой ситуации все равно выгодно.

Нас спрашивают: «читалки» и планшеты в долговременной перспективе

Итоги 2010 г. на рынке «читалок», e Ink и TFT?
Предварительные цифры: общий объем продаж устройств EBR на российском рынке составил 539 тыс. штук (с учетом всех типов и категорий, включая читалки с экранами на базе «электронных чернил» e Ink и ЖК-технологии), это на 285% больше соответствующего показателя 2009 г. (189000 шт.). При этом, в 2010 г. на рынке устройств чтения электронных книг сформировалась (точнее, если совсем уж строго — обновилась) новая товарная подгруппа — «ридеры» с TFT-дисплеями, на долю которых по итогам года приходится 11,26% (61 тыс. шт.), тогда как доля устройств на базе экранов e Ink — 88,74% (479 тыс. шт.). Лидер рынка, компания PocketBook, сохранила свои позиции (40,35% рынка в целом), несмотря на значительное обострение конкурентной ситуации в сегменте.

Прогноз по «книжкам»? Как будет развиваться ситуация в долговременной перспективе, скажем, до 2015 г.?