Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Нас спрашивают: перспективы Android в нашей стране

1. Сколько может занять Android к концу 2009 г.?
Согласно нашим прогнозам — к концу года Android может занять 8-14% рынка WID, при условии, что на рынке появится хотя бы пяток моделей, пара из которых будет в нише «до 14 тыс. руб.». Предпосылок несколько. Во-первых, есть объективный интерес к продукту. Во-вторых, продукт объективно хорош.

(Кстати, почти и не ошиблись, по предварительным оценкам 6% он должен взять.)

2. Какой должна быть цена этих устройств, чтобы они были конкурентны?

11-14 тыс. руб. — тогда это будет хит (14%). 14--16 тыс. руб. — все еще есть шансы на динамичное развитие, все-таки у марки Google есть позитивная рыночная инерция (это 8%). Если дороже — окажутся наравне с нынешними смартфонами, какую-то долю рынка Android возьмет, но о бестселлере говорить вряд ли придется. От чего-то с маркой Google ждут если не бесплатных, то уж как минимум дешевых решений — это тоже специфика, да и кризис, однако (хотя тут тонко, за 2009 г. накопился приличный отложенный спрос и если до четвертого квартала рынок доживет без серьезных экономических потрясений, то ситуация может поменяться).

3. Кто - потенциальный потребитель Android в России? Юзеры iPhone? Бизнес-сектор, работающий ныне на WinMobile и Symbian?

С точки зрения сценариев выбора и покупки, российский рынок, с нашей точки зрения, делится на три основных сегмента (изложенные далее данные несколько упрощены, это результаты исследования социально-демографического профиля покупателей, которое мы делали в 2008 г., его данные не публиковались в связи с ограничениями, наложенными заказчиком исследования).
Клиентская структура рынка WID — классическая пирамида, где в основе — масса «простых смертных», их большинство, 60%, и они делают продажи, прежде всего Nokia (они просто «покупают новый телефон» и могут даже не знать, что это смартфон, и не интересуются этим), они же составляли приличную часть аудитории покупателей iPhone, особенно, когда речь шла о потребительских кредитах. Далее — «бизнесмены», кавычки возникли потому, что не так много компаний в России покупают WID для сотрудников, а те, кто есть погоды не делают. Так, что это просто «занятые в бизнесе, 26+, а то и 28+, с доходом 1600+». Их около 30%, до кризиса женщины составляли существенную долю покупателей iPhone, мужчины все же предпочитали коммуникаторы с Windows Mobile и E-серию Nokia (собственно именно этот сектор Nokia теряла, E-серия была сравнительно дешева, но с выпуском E97 закрыла именно эту дырку). И есть 10% т. н. early adopters, энтузиастов, активно принимающих новые технологии. Соцдем профиль тут очень разнообразен, но главное, что их объединяет — они хорошо разбираются в новинках, сравнительно часто меняют аппараты и, что важно, для них крайне важна именно технологичность устройства. При этом их закономерно раздражают ограничения традиционных мобильных платформ, они активно улучшают, перепрошивают, заменяют и так далее прошивки своих аппаратов. Ну, в общем, почти классические гаджетоманы и гики. Для них, собственно, Google и делал Android ;-) И именно они станут «передовым отрядом» проникновения этой платформы на рынок.

5. В чем преимущество западных аппаратов и российских?

Сложный вопрос, пока у нас на рынке два аппарата от HTC (G1 и Magick) и один под российской private label (Highscreen). Есть информация о планах Rover, думается, он должен стать крупнейшим из российских игроков в этом секторе, если таки займется им. Вообще, зарубежные производители обычно сильнее в маркетинге и создании «имиджевой» составляющей, российские (и азиатские) — в технологической и ценовой. Достаточно вспомнить, как марка E-TEN, предложив принцип «хорошая функциональность по доступной цене» к началу 2008 г. буквально выбила с первого места в рейтинге изготовителей WID на базе Windows Mobile в России компанию HTC, она как раз в тот момент перепрофилировалась в «европейского производителя», главной ценностью продуктов которого становился имидж (потом ситуация изменилась, E-TEN вступила к череду реорганизаций, закончившихся ее продажей Acer, а HTC вернулась к прежней стратегии, правда, на новом уровне; впрочем, это уже история).

4. Чьи аппараты (западных или российских сборщиков) будут продаваться в России лучше?

В России может сложиться достаточно уникальная ситуация, когда мы станем полигоном для многих производителей, которые будут выпускать устройства на базе Android. Google всегда поощрял «видовое разнообразие», и, думается, немало внимания уделяет взаимодействию с производителями из Юго-Восточной Азии. Впрочем, там особо и уделять не надо, надо только выдать продукт и разрешение его использовать, остальное они сами сделают. Но небольшой китайский производитель не может просто так выйти на мобильный рынок, скажем, США, там правят бал операторы. Мобильный же рынок России куда меньше зависит от операторов, чем европейские и американские рынки, если говорить о «железе» и, как следствие, более восприимчив к такого рода новинкам. Есть макроэкономические риски, затрагивающие рынок в целом, но с нашей точки зрения 8-14% — вполне реальная планка.

6. Продается ли (если да, то как хорошо и интенсивно) Magic и G1 на российском сером рынке

Вопрос тесно связан с предыдущим. Найти их можно, но они стоят достаточно дорого, во многом потому, что прежде чем их привезти, надо решить проблему с контрактами, «схватить партию» по случаю особо негде. (Это отчасти, к вопросу об операторском давлении на развитие высокотехнологичных новинок.)

И это дает шанс как российским вендорам, так и энергичным азиатским поставщикам. Развитию Android в нашей стране также может способствовать то, что рынк, де-факто, в структуре откатился года на три назад, сегодня в мобильном сегменте снизилась роль крупного ритейла, который в 2008 г. определял буквально все.

Безусловно, крупные ритейлеры — важнейший канал сбыта, но сегодня снова увеличилось число мелких поставщиков (кто-то из крупных «похудел» и раздробился, кто-то из мелких, ранее прижатых федеральной розницей, почувствовал новые возможности и так далее).

Мелкие поставщики (как их не называй — независимые ли трейдеры, серые ли поставщики, суть не меняется) уже неоднократно доказывали, что способны быстро и эффективно наладить весьма объемные поставки. Заработать на «серой» Nokia или HTC сегодня нереально, а вот Andriodофоны могут их привлечь.