Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Нас спрашивают: итоги 2009 и тенденции 2010

1. Каковы последние тенденции на рынке смартфонов?

В этом году можно выделить три позитивных тренда (в мире и в России).
1. Смартфоны стали востребованы именно как смартфоны. Массовым товаром они стали достаточно давно, но так сказать, не всерьез, «по очкам»: просто Nokia перевела большую часть своих продуктовых линек на Symbian. На самом же деле потребители часто и не знали, что у них не просто телефон, а смартфон и уж подавно не осознавали его возможностей. В 2009 г. произошла радикальная перестройка восприятия — массовый потребитель осознал возможности смартфона и распробовал услуги, связанные с передачей данных. Тут, конечно, главную роль сыграл iPhone, но сегодня миллионы освоились с «неголосовыми» возможностями мобильных терминалов: карты, почта, видео, игры, словари и так далее и тому подобное. И именно это обстоятельство будет движителем рынка на ближайшие три--пять лет (безусловно, делая поправку на макроэкономическую обстановку).

2. Экономический кризис вызвал радикальную перестройку потребительского поведения (не только на мобильном рынке, естественно). Посткризисный потребитель начал внимательно изучать возможности, думать «а нужна ли мне такая-то фича». Раньше такой паттерн наблюдался в среде энтузиастов и любителей, тогда как среднестатистический клиент исходил больше из дизайна, моды и т. д., вопросы оправданности цены его не очень занимали, ибо всегда был ресурс в виде потребительского кредита. Сейчас, как мы замечаем, ситуация резко изменилась. Попутно, здесь же следует отметить и традиционный тренд к снижению цен.

3. На рынок выходит новые платформы и новые игроки. Тут, думается, комментарии излишни, очевидно, что появление Google Android сильно подстегнет остальных игроков, от Apple до Nokia. И, кстати, стоит отметить активность вендоров — практически все крупные игроки уже анонсировали аппараты на базе Android (за несколькими, вполне очевидными, исключениями).

Из менее существенного: появление в России BlackBerry (в смысле, более или менее официальное), возрождение активности Motorola (в мире, под конец года появился крайне интересный Droid), грядущий потенциальный переход Nokia от Symbian к Linux.

Есть и негативные тренды.

1. Попытки централизации распространения контента и мобильного ПО. По пути, проторенном Apple AppStore сегодня двинулись многие. Это плохо, прежде всего, потому, что сокращается интенсивность конкуренции, что чревато серьезными проблемами в канале разработки и продаж контента и ПО. Собственно, разработчики, которые сотрудничают с AppStore уже воочию наблюдают весь спектр негативных явлений, с остальными будет то же, разве, что несколько позже. Генетическое разнообразие — залог успешного существования любых экосистем, а разработчики платформ взялись за выращивание динозавров.

2. Чисто российская тенденция — попытки операторов продвинуть оператороцентристскую модель. Как известно, в нашей стране от оператора мало зависит , какими телефонами будет пользоваться абонент. Им это не нравится, по понятным причинам, и предпринимаются попытки в той или иной форме привязать абонента. Первым рывком должен был стать официальный выход на российский рынок iPhone, акция сорвалась по причинам макроэкономического плана, но от идеи своей операторы явно не отказываются (скажем, МТС сегодня активно пропагандирует брэндированные телефоны; 3G-модемы в комплектах «мобильного Интернета» жестко привязаны к оператору и др.).

3. Продолжаются попытки бороться с IP-телефонией (Skype, SIP). Пока это слухи (первые сообщения вообще были уткой), но их появление показательно и сильно смахивает на промер реакции. Вместо того, чтобы возглавить процесс, операторы предпочитают задавить, вытеснив конкурента как минимум, из правового поля (а значит, бизнес-сектора). Хотя есть и позитивные примеры (скажем, у того же «Мегафон» есть собственный IP-телефонный сервис), но оптимистические прогнозы, которым делятся некоторые наши коллеги, вызывают известный скепсис.

2. Каковы на ваш взгляд самые интересные смартфоны 2009 года?

Мы рассматриваем эту категорию как целостную, называя ее WID (Wireless Information Devices). Исходя из такой сегментации, примерно так:
* Sony Ericsson X1 (де-факто появился на рынке в начале года)
* HighScreen PP5420 (первый в России аппарат на базе Android)
* HTC Hero (ознаменовал переключение HTC и, по сути, стал знаком для остальных вендоров, мол, платформа Android перспективна)
* Nokia N97 (Nokia сделала нормальный клавиатурник, мощный и функциональный)
* Nokia N900 (Linux-планшет, в своей, пусть и узкой, нише очень востребован, и есть перспективы его популяризации)
* GigaByte GSmart S1200 (редкий удачный пример аппарата в стиле iPhone, сделанного азиатским вендором)
* Garmin-Asus nuvifone M20 (плод сотрудничества Garmin и ASUS, очень удачный в плане железа и эргономики, но правда навигация там страшненькая)
* Rover PC Evo X8 (модель, с которой, по сути, началась реклама идеи «мобильного ТВ в кармане» и отличный образец бюджетного аппарата с полной функциональностью)
* Mitac Mio Explora K70 (не совсем безуспешная попытка Mio вернуть себе кусочек рынка коммуникаторов)

Можно еще назвать Palm Pre, но в России его, можно считать, нет. Возможно, в следующем году кто-то из профильных дисти им займется, а также BlackBerry 9000 (Bold), для России — новинка, спозиционированная в нишу «коммуникатор нефтяных олигархов» ;-)

3. Подешевеют ли смартфоны и коммуникаторы в 2010 году?

Безусловно. Думается, что в 2010 г. будет пройдена знаковая планка «менее 10 тыс. руб.» за полнофункциональный (с GPS, камерой, Bluetooth, Wi-Fi, гнездами и разъемами, приличной емкостью памяти, радио и др.) аппарат. Во главе этого процесса стоят локальные вендоры, вроде Rover Computers и компании, тесно сотрудничающие с «кузницей технологий», азиатскими производителями, скажем в 2009 г. неплохо выступила марка HighScreen — private label компании «Вобис», оперативно доставившая аж два аппарата с Android. Крупные вендоры весь этот год так сказать, переживали инерцию, когда уже было ясно, что например X1 по 30 тыс. руб. на кризисном рынке не пойдет, они упрямо держали цену. Возможно, потому, что план продаж был выработан и утвержден, а в крупной структуре сто-то быстро изменить сложно. Но к 2010 г. , похоже, перестроятся уже и они, что естественно, скажется на средне цене продажи.

Если говорить о мировом рынке, то здесь на ситуацию в первую очередь влияют действий Google, который всерьез намерен превратить WID в рекламоноситель для контекстной рекламы – а значит будет стимулировать рост числа устройств и снижение их цены, в том числе, и выпуская свои собственные модели.

4. Могут ли появится на рынке в 2010 году мобильные устройства в каком-либо новом форм-факторе?

Маловероятно. Практически все возможные и сравнительно простые с точки зрения технологичности производства, варианты уже имеются на рынке. Разве, что аппаратов в форм-факторе трансформера нет, а так — полный набор, вплоть до часов. Собственно, осталось что: очки, да носимый комплект. С очками тяжело, пока даже лучшие образцы такого рода устройств — не более, чем видеоплееры, очень утомительно для глаз, комплект (когда мобильная система разнесена на несколько блоков: основной на пояс, коммуникации — браслет на запястье, управляющий модуль — вроде обычного телефона и все это связано беспроводной сетью типа PAN, Personal Area Network) уже пытались создать, но не слишком успешно, довольно сложная для массового рынка вещь. Безусловно, возможно и появится что-то совсем фантастическое, но вряд ли оно за год дойдет до массового производства. Скорее будут доводиться существующие форм-факторы, а кроме того, появятся функции типа «дополненной реальности» (Augmented Reality) , благо с технической точки зрения тут все уже неплохо проработано и технология в целом готова к старту в массы.