Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Комментарий SmartMarketing: навигаторы — что происходит на рынке PND?

Как выглядит рынок сейчас? По итогам 2011 года на российском рынке навигации десятка лидеров состоит практически полностью из брендов с российскими корнями. Хотя еще три года назад в тройке лидеров были американский Garmin и тайваньский Mio. Как дальше будет развиваться рынок навигации в России?

Да, это так, наши исследования показывают ту же картину: http://www.smartmarketing.ru/gps_Y2011

Более того, это обстоятельство можно считать одним из основных итогов 2011 г. в сегменте PND. И, в целом, ситуация вполне закономерна: зарубежные бренды, такие как Garmin или Mio, вышли на российский рынок давно и по сути представляли собой «компании одного продукта». Да, у Mio есть видеорегистраторы, у Garmin — устройства типа эхолотов или морских GPS-систем. И пока навигация оставалась экзотикой, они отлично себя чувствовали в этой нише. Технологическая уникальность позволяла «снимать сливки» с рынка и не очень-то заботиться о конкуренции.

Затем, года три-четыре назад, PND начали трансформироваться в массовый продукт. И вот тут «эксклюзивные игроки» оказались в менее удобном положении, чем те, кто умел быстро организовывать поставки востребованного продукта.

В некоторых странах Европы это были «серые» трейдеры (которые продавали навигаторы с «взломанным» ПО, явление приняло такие масштабы, что производители навигаторов даже проводили рейды совместно с государственными структурами тех странах).

В России так сложилось, что успешно существовало довольно много поставщиков, способных наладить «полусборку» электроники. Пусть сначала она ограничивалась локализацией и наклеиванием шильдика, потом вполне уверенно начали наращивать обороты и предлагать куда более совершенные модели.

Что стало сюрпризом для многие зарубежных компаний — этот путь Россия прошла очень быстро, даже по меркам динамичных рынков гаджетов. Это только предположение, но вообще поведение многих зарубежных компаний выглядело так, будто они приходили «на целину», на наивный и непуганый рынок, где можно продавать много и с хорошей прибылью.

И спустя некоторое время обнаруживали, что это совсем не так. Что в России есть собственные поставщики электроники, с ничуть не меньшими возможностями в отношении технологий, но с куда меньшими аппетитами по части цены. Что спрос есть, но локальные покупатели очень смотрят на цену, а бренд их, в общем-то, и не волнует.

Собственно, те же Mio и Garmin — это «последние из могикан», благодаря долгой истории работы на рынке они продержались дольше остальных. А известны (хотя и по слухам) примеры, когда свежеоткрытое представительство «сдувалось» за полгода, когда вендор пытался выйти на российский рынок никак не менее двух раз и каждый раз неудачно (а злые языки поговаривают о четырех попытках). Но это «истории из жизни» и слухи, конечно ;-)

Как бы то ни было, ситуация была прогнозируема и предсказуема. Думается, видели ее и вендоры, не случайно та же Mio существенно сократила маркетинговые усилия, в сущности, ограничившись сравнительно малобюджетным PR и спорадическими акциями с блогерами и сайтами (где акцент делается часто не на навигаторы, а на видеорегистраторы).

Garmin, напротив, предпочла уйти в премиум-сегмент, где устройств по определению продается меньше (и это нормально), но прибыль они приносят сравнительно высокую.

Вообще, это вполне разумный подход, поскольку соперничать с вендорами, которые могут продавать 7-дюйм навигатор со встроенным телевизором за 6-10 тыс. руб. сложно. А вот грамотно используя свои сильные стороны вполне можно занять премиум-нишу. Впрочем, это уже консалтинг ;-)

Какие тенденции есть на этом рынке?

1. Снижение цен. Вечный тренд ;-)
2. Рост популярности ГЛОНАСС- и гибридных систем, сегодня они встречаются даже в бюджетных сегментах.
3. Смена технологических поколений платформ, Windows CE уже уходит в прошлое (и в сверхбюджетные ниши), на рынок наступает Android.
4. Android же несет с собой «бесплатную» навигацию (кавычки — поскольку за трафик приходится платить, но это покупатель осознает уже после покупки навигатора)
5. Конвергенция разных типов автомобильных аксессуаров (видеорегистратор с GPS-модулем, навигатор с функциями видеорегистратора и парктроника и др.)
6. Появление сегмента крупноформатных устройств с ТВ.

Что можно сказать о навигаторах с ГЛОНАСС/GPS?

Первые ласточки гибридных систем появились в прошлом году, особого спроса на них не то, чтобы не было, но и шумного успеха тоже не имели. Но «качество позиционирования» в списке приоритетов покупателя навигатора уже пару лет сползло на четвертое-шестое место, современные GPS-чипсеты обеспечивают вполне приличное качество.

Заметим, что рост популярности ГЛОНАСС в России — процесс, стимулируемый внерыночными причинами, доля рынка гибридных и чисто-ГЛОНАСС навигаторов в любом случае будут увеличиваться.

Будут ли популярны навигаторы под управлением Android?

Да, это еще одна важная тема. Причем, если спрос на ГЛОНАСС стимулируется активностью государства, то здесь работает совершенно рыночный механизм — навигаторы с Android дешевле.

Не нужно платить за лицензию на Windows CE (а это 4-20 долл. с устройства, в зависимости от объемов продаж), не нужно платить за навигационную программу (еще 2-40 долл. с устройства, в зависимости от системы).

А при цене навигатора в 6 тыс. возможность сэкономить 6-60 долл. — очень важный для вендора вопрос. Плюс технические возможности платформы, плюс широкая аппаратная база, плюс сервисы Google (хотя они уже не бесплатны), плюс масса программ, не только навигационных. И тут в принципе снимается проблема «навигатор с какой программой выбрать» — с любой, какая понравится.