Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Справка SmartMarketing: где купить хороший смартфон?

1. Где и как лучше покупать?
Зависит от приоритета, что важнее цена или качество? Дополнительные бонусы или возможность возврата? Стоит помнить, что современный смартфон — устройство, которое не особо нуждается в гарантии. Она, в общем, важна, но совсем беспричинно устройства отказывают редко, а типовая поломка современного смартфона — разбитый экран — случай, как правило, не гарантийный.

Поэтому, при покупке лучше поинтересоваться возможностью вернуть устройство, если оно вам не понравилось (по закону продавцы этого делать, в общем, не обязаны, но многие делают, рассчитывая, что покупатель станет постоянным или хотя бы расскажет друзьям и знакомым мол, какой хороший магазин).

И, как обычно, здесь больше зависит от людей, хорошим может быть и маленький полуподвальный магазинчик и большой салон розничной сети, так, что главный совет — спрашивайте. Кстати, спрашивайте еще и про бонусы или скидки.

На что обращать внимание при выборе салона сотовой связи?

См. выше. К сожалению, видимых признаков «хорошего магазина» практически нет, единственный способ оценить — поинтересоваться отзывами. Это можно сделать и у знакомых, или воспользоваться Интернет-сервисами, типа «Яндекс.Маркет».

Обучение сотрудников в сетях...

Есть стереотип, что сотрудников сетей обучают. Это так, но, к сожалению, основная масса там — явно не «быстрые разумом Невтоны», поэтому обучение порой вырождается в дрессировку и заучивание типовых ответов, которые они потом и озвучивают покупателям.
Это не всегда верно, встречаются и хорошие специалисты, но все-таки стоит помнить, что менеджер-консультант в магазине — обычно первая ступенька карьеры умного сотрудника. Поэтому, было бы разумно перед покупкой «изучить вопрос» — хотя бы на уровне «два-три интересных вам варианта» и потом, назвав один вариант, послушать что он скажет о других.

А самый главный совет — думать своей головой. Если хочется сделать хорошую покупку, то прежде чем потратить не такую и малую сумму, стоит ознакомиться с мнениями владельцев таких же устройств, обзорами и тестированиями в СМИ и др. Не стоит полагаться на то, что «менеджер в салоне подскажет» — он, конечно, подскажет, но удовлетворенность покупателя его волнует весьма слабо.

Есть ли различия в обслуживании сотовых салонов, в разных районах? К примеру, в центре Москвы — хорошо, на окраине — плохо. Или таких отличий нет?

Зависит от людей. Хотя розничные сети пытаются вводить «стандарты обслуживания», практика показывает что получается не очень хорошо. Тут дело даже не в том, то они плохие, а в том, что когда через торговую точку идет поток посетителей, чисто психологически сложно вникать в проблемы каждого. На этом, кстати, во многом основан успех Apple Store — там всегда много консультантов (чуть-чуть с избытком), кроме того, модельный ряд у Apple весьма невелик и вопросы очень типичные, тут появляется возможность надрессировать персонал, построив своего рода «яблочный Макдональдс», когда думать не надо, надо показать меню, принять заказ, оформить покупку и — следующий. И, стандартная американская улыбка бесплатно.

Внутренняя кухня (какие заработные платы у сотрудников? Текучка кадров — какой средний стаж у продавцов в разных сетях?

Зарплаты там невелики, разброс от МРОТ до 10-16 тыс. Где-то зарплата — основной доход, но это редкость, где-то — разного рода бонусы. Средний стаж тоже обычно невелик, толкового специалиста или повышают или он находит более интересное место работы. В среднем, его можно оценить в год--полтора.

Вопрос квалификации сотрудников. Вопрос поощрений и бонусов для сотрудников.

Это больной вопрос. Сегодня популярна тема «вымывания квалифицированной розницы», исчезновения под натиском крупных розничных сетей небольших магазинчиков. Собственно, это вымывание уже состоялось, розница выиграла раунд. В регионах такие магазинчики еще есть, в центральных городах... Проблема в том, то гаджеты и электроника — не пирожки, они продаются не просто так, нужна некоторая квалификация — а дать квалифицированную консультацию сегодняшняя розница, как правило, не способна (есть исключения, типа «Связного»). Она заточена на схему «бери больше, кидай дальше». Отсюда бесконечные истории о «впаривании» в магазинах, недовольство покупателя покупкой...

А ведь удовлетворение от покупки уже после нее — фактор чрезвычайно важный. Именно после покупки решается, станет ли покупатель преданным фанатом бренда или проникнется к нему отвращением (и еще и расскажет всем знакомым какая гадость, этот ваш ноутбук А. или как мало у него проработал смартфон Н.). Но вот этот момент обычно упускается. Вендоры, которые думают о будущем, это понимают. Впрочем, вендоры мало что могут сделать, они — заложники неквалифицированной розницы, которая «делает обороты» сегодня, не думая о завтра.

(Отличный пример тут — марка Acer, которая пару лет была очень успешна в рознице благодаря низким ценам и активной политике стимуляции розничных сетей, затем число недовольных настолько возросло, что бренд стал синонимом не самого лучшего выбора и в конце прошлого года у нее начались проблемы — причем, не только у российского отделения, но и в мире. Сейчас есть опасение, что примерно та же участь постигнет Lenovo.).

Можно прокомментировать такую ситуацию: приходит человек в один салон, говорит «Мне нужен бюджетный телефон Nokia, а ему говорят, мол, Nokia не выпускает бюджетных смартфонов, вот посмотрите на Samsung. А когда человек заходит в соседний «Связной», то видит кучу недорогих Nokia.

В теории да, на практике не очень. «Бюджетные аппараты делают оборот, премиум делает прибыль» — все-таки бизнес есть бизнес. Другое дело, то среди примерно сходных моделей консультант, скорее всего, посоветует ту, за которую он получает бОльшие бонусы (это не всегда прямые выплаты, это могут быть поездки на «дилерские конференции», розыгрыши ценных призов «лучшему продавцу месяца» и др.).

Это, увы, обычная практика — и именно по этой причине лучше не слишком-то доверять консультанту или как минимум показать ему, что вы — не наивный покупатель с деньгами наперевес ждущий пока ему милостиво посоветуют ненужную модель. Каким образом — см. выше.

Чем хороши небольшие салончики?

См. выше. Кроме того, мелкие магазинчики обычно более активно борются за клиента. В розничной сети процесс завлечения клиентов поставлен на промышленную основу — реклама, выгодные места и др. Структура бизнеса предполагает создание потоков покупателей и направление их в магазины. Мелким магазинчикам сложнее, поэтому они вынуждены брать лучшими знаниями и умением предложить дополнительные услуги. Там могут возиться, предлагая оптимальные модели, причем, даже не всегда стремясь впарить устройство подороже — им выгоднее, чтобы клиент и сам приходил еще, и рассказал о магазине. (Но исключения конечно возможны везде, поэтому мы и начали с совета — «спрашивайте!»)

Вот куда точно не стоит соваться — это «брендовые магазинчики». У этих точек одна задача — и это обычно совсем не продажа телефонов. Они создаются в рамках совместных маркетинговых программ, цель которых — убедить покупателя в достоинствах аппаратов той или иной марки, неважно, есть ли эти достоинства или нет. Цены там, как правило, выше, качество обслуживания — в лучшем случае, такое же, поскольку в большинстве случаев это просто очередной магазин розничной федеральной сети — только перекрашенный в другой цвет.