Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Справка SmartMarketing: Большой брат следит за тобой?

Как вы считаете, действительно ли Google и Facebook пока еще не до конца научились извлекать пользу из данных своих пользователей?

Обе компании, равно как и многие, свою-то пользу из доверенных им данных, извлекать научились превосходно. Это заметная часть их бизнеса, для Facebook, наверное, даже более значимая, учитывая постоянное снижение эффективности рекламы в этой сети, для Google менее.

В целом, ничего особенного тут нет, Google и Facebook — не исключение, та же Microsoft не так давно была в центре аналогичного скандала, после чего опубликовала специальное руководство на тему «что мы предоставляем полиции». В нем ничего интересного тоже нет, например, предоставляются данные о времени и темах писем (но не сами письма), сеансах подключения и т. д.

Если не рассматривать случаи злоупотреблений, то бурные дискуссии вокруг этих данных представляются слегка надуманными, по большому счету там нет ни чего интересного и использовать их тоже никак особенно нельзя. Это не кредитные карточки, исключая случай продажи базы данных, напрямую из них деньги не извлекаются — фактически, покупатель получает некоторую надежду «повысить эффективность рекламы», обычно весьма призрачную.

Конечно, иногда и 0,0001% может принести миллионы, но в массе такие сведения используются либо для показа «более точно соответствующих вкусам аудитории» рекламных блоков, либо для выбора рекламы, когда рекламная система не знает какой объявление показать (на что нацелена вся эта «поведенческая» реклама, когда после случайного запроса «клуб трактор» поисковик начинает вас донимать предложениями о покупке сельхозтехники и башенных кранов).

И в философском смысле, это можно сказать временное явление. Дело в том, что современный потребитель все хуже реагирует на рекламу, в том числе и онлайновую. Давно прошли наивные времена Коттлера, нынешний покупатель, выросший в мире, где ему со всех сторон твердят «купи», на такие раздражители реагирует все хуже. А продавцам надо продавать. Вот они и ищут способы улучшить рекламный отклик.

(И такая «прозрачность» может быть и положительной. Например, протоколы Facebook, доказывающие ваше присутствие в каком-то месте, могут сыграть роль алиби. Аналогичные истории, кстати, уже известны при наличии GPS-трекинга, когда водитель видит на обочине труп, его привлекают как подозреваемого, но в GPS-трекере есть данные что в момент совершения деяния он находился за сотни километров.)

Как можно затребовать о себе данные в России?
Заказать стандартный бэкап Facebook можно в настройках эккаунта, заказываете «Создать резервную копию» и спустя некоторое время получаете архив (в довольно-таки беспорядочном виде), правила работы Facebook хорошо расписаны в разделе «Конфиденциальность». Аналогично у Google, который недавно переработал лицензионное соглашение, причем, там есть интересный раздел «Карта запросов госорганов» со статистикой (в середине прошлого года количество запросов на раскрытие пользовательских данных достигло необходимого порога для включения в отчетность и в России).

Соответствие обоих документов российским реалиям — вопрос крайне непростой, в рамках краткого комментария его обсуждать сложно. Но на самом деле, что в одном, что в другом случае, и у Facebook и у Google, здесь дела обстоят намного лучше, чем у большинства российских соцсетей и сервисов.

Есть вообще вопиющие примеры, когда запускается сервис хранения файлов и документов — а даже ссылок на правила использования нет. Мысль, что сервис ответственен перед пользователем для многих отечественных ресурсов выглядит дико. И это куда большая проблема.