Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Справка SmartMarketing: каким будет будущее компании Apple?

Чем обусловлен столь стремительный рост акций компании?

Новый менеджмент «тратит наследство Стива Джобса» ;-) Это конечно шутка, действует целый комплекс факторов, включая и объявление о планах впервые за 17 лет выплатить дивиденды, запланированным «обратным выкупом» акций на 10 млрд. долл. и общей уверенностью игроков в том, что Apple — хорошее вложение и т. д.

И, как представляется, технические, продуктовые аспекты далеко не приоритетны. Больше всего это походит на спекулятивные игры и в действительности, эта ситуация не очень позитивна для Apple, «чем выше взлетел, тем дольше падать» (что мы сегодня наблюдаем на акциях Nokia).

Можно ли говорить, что для столь стремительного роста есть долгосрочные основания? Или в будущем этот рост замедлится?

В целом, таких оснований не просматривается. Во-первых, «дальше расти некуда» (исключая спекулятивные приемы), во-вторых — есть серьезные сомнения в перспективности именно продуктовой стратегии Apple. И даже если она окажется успешной, Apple вряд ли сможет поддерживать такой же уровень генерации прибыли, как в прошлом, мир «наелся Apple» и времена, когда ее продукты смотрелись как нечто, выпавшее из машины времени, уже позади.

Какие продукты Apple сегодня можно считать главными, системообразующими?

Главная проблема даже не в том, что усиливается прессинг со стороны конкурентов, проблема в том, что Apple приелась. В цивилизованном мире все меньше тех, кто готов стоять очереди в Apple Store (их немало, но выход The New iPad показал, что былого ажиотажа уже нет). В странах вроде Китая еще есть интерес, подростки там готовы продавать почки за iPad — но этот ресурс хоть и велик, но тоже не бесконечен (не говоря о специфике).

Что угрожает Apple в долгосрочной перспективе?

В долгосрочной перспективе Apple угрожает отсутствие такого лидера как Стив Джобс. Надо сказать, что главный его талант заключался не столько в том, чтобы что-то создать, сколько в том, что не допустить лишнего.

Он мог сказать акционерам и менеджерам «нет» — и настоять на своем. Это на самом деле очень ценное качество и редкое. Но у Apple такая структура возникла исторически.

Все законы бизнес-мнеджмента предписывают развивать продуктовую линию, сегментировать ее, выпуская продукты, нацеленные на новые рынки. Но Стив Джобс, несомненно, понимал психологию покупателя как никто другой и поэтому исповедовал позицию, что «iPad должен быть один» — иначе это будет не iPad.

Аналогично с iPhone, MacBook, iMac... Не случайно Apple годами не меняла основные обозначения устройств, несмотря на то, что, скажем, под маркой MacBook год за годом скрывались совершенно разные по аппаратным возможностям модели.

Еще один сложный для Apple момент: Apple «делает деньги на революциях», стремясь предлагать продукты, у которых в свои сегментах нет конкурентов в принципе, которые создают ниши.

Не всегда это удается сделать в чистом виде, но тенденцию можно заметить даже при поверхностном взгляде на ее историю. Но на сегодня таких незакрытых ниш не осталось. Телевизоры и iPanel? Но «умные ТВ» уже существуют и довольно давно. Конечно, что-то Apple продаст (и даже много), но в основном благодаря тому, что в мире есть много фанатов.

В общем, очень похоже, что в будущем нет места «сверхприбыльной Apple, какой мы знали ее все эти годы». Может быть, это понимает и новое руководство — отсюда и спекулятивные игры.

Какие новые продукты можно ожидать от Apple в ближайшее время? Как они помогут компании?
Уже известно — iPanel. Но со стороны это больше напоминает жест отчаяния. Что-то делать надо, а идей нет. В итоге из копилки достаются старые наработки, которые при жизни, может быть, и браковались Стивом Джобсом (если судить по недавно опубликованным откровениям одного из разработчиков, который отмечал, что ту версию интерфейса, что использована в Apple TV, Стив Джобс забраковал несколько лет назад).

В принципе, можно было бы задуматься о автомобиле, но iMobile — тема сложная как минимум потому, что там требуется громадная инфраструктура обслуживания и уж точно там намного меньшая норма прибыли.

Возможно, в лабораториях Apple есть какие-то уникальные наработки, но, вообще говоря, сомнительно, вся история Apple показывает, что она прогрессор, а не инноватор, что она успешно заимствует, переосмысляет и продает существующие идеи, а не создает новые, свои.

Достойно ли перенял «эстафету» Тим Кук у Джобса?

Пока неясно. На самом деле тут можно будет судить года через два, вряд ли раньше — пока не исчерпается импульс, заданный компанией Стивом Джобсом.