Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Справка SmartMarketing: станет ли бесплатная навигация угрозой рынку PND?

Станут ли бесплатные навигационных системы для смартфонов угрозой для автонавигаторов, для компаний, которые зарабатывают на продаже навигаторов-устройств, которые, зарабатывают на картографическом ПО как на продукте?

В целом да, но есть нюансы. Тут точнее сказать, что не смартфон угрожает навигатору, а бесплатные навигационные системы — коммерческим решениям. Сами же смартфон и навигатор прекрасно сосуществуют у одного владельца, два устройства для разных задач — это удобно.

При этом навигаторы вполне могут работать с бесплатной навигацией, благо, как вы, верно, заметили, ее сегодня предостаточно и будет еще больше, учитывая недавнее объявление Apple о планах участия в развитии Open Street Maps. Так, что изготовителям навигационных устройств особо беспокоиться не о чем, они просто будут работать в своей нише — возможно, сменив поставщика карт.

Разработчики же коммерческих карт всей этой активности, скорее всего, не очень рады. И в мире, и в России. Один из основных рынков для них — OEM-решения, продажа карт изготовителям навигаторов. Но возможность установки бесплатных решений этот бизнес не то, что убивает на корню, но весьма серьезно снижает его прибыльность. (Хотя и существенно стимулирует конкуренцию, от чего, безусловно, выиграют потребители.)

Зачем вообще создаются бесплатные навигационные решения, как их монетизировать?
Поводов для создания «бесплатной навигации» несколько. Для Google навигация — часть общей стратегии в стиле «мы находим информацию». Напрямую навигация может и не монетизироваться, но ситуация когда производителю устройства продают пакет решений Google, где есть почта, поиск, навигация и др. — типична. Для Nokia в свое время предоставление бесплатно и с возможностью загрузки на устройство, карт Mokia Map, стала возможностью продать еще больше устройств.

Другой путь — когда организуются энтузиасты, создавая открытые навигационные решения. Тут тоже все довольно просто, коммерческие карты пока не идеальны, масса мест и местечек не нанесена, а сообщество создает инструменты, позволяющие сделать карты этих самых глухих уголков (и, часто, сгенерировать их в формате, воспринимаемом коммерческими навигаторами). В этом случае обычно речь не идет о прямой монетизации. Людям просто интересно, хотя иногда их поддерживают изготовители ПО или карт — им тоже выгодно иметь источник «лицензионно чистых» карт.

Может ли рост продаж смартфонов (которые можно использовать как навигатор в том числе) каким-то образом повлиять на продажи автомобильных навигаторов? Какие показатели в настоящее время, и какие прогнозы по этому сегменту?

Смартфоны давно способны к навигации, мы уже несколько лет мониторим «кросс-сегмент», объединяющий и смартфоны и навигаторы. Точные цифры, к сожалению, относятся к коммерческому блоку данных, но в целом можно сказать, что изменение долей смартфонов и навигаторов не очень коррелирует.

В основном потому, что на рынке гаджетов чаще действует логика «и», а не «или»: у человека в кармане телефон и плеер, в сумке — планшет, в автомобиле — навигатор. Кроме того, наличие навигационных функций — далеко не самый важный критерий, определяющий выбор смартфона. Так, что эти сегменты растут параллельно и во многом независимо.

Как обстоят дела с навигационными решениями за рубежом, вытесняют ли бесплатные решения платные? А смартфоны — вытесняют ли навигаторы?

Там примерно аналогичная ситуация, с поправкой на то, что в США и Европе сильны позиции Garmin и TomTom, которые довольно давно ведут политику превращения своих навигационных решений в разновидность онлайновой службы. В России же доля зарубежных вендоров сжимается, у нас их онлайн-решения использовать затруднительно. И, скорее всего, спустя некоторое время они придут примерно к тому, что мы наблюдаем на российском рынке, так, что мы чуть опережаем глобальные тренды.

Смартфоны же не вытесняют навигаторы — см. выше.

Куда сейчас движется рынок навигации (в России/в мире), какие самые заметные тенденции можно отметить?

Навигация превращается в одну из подсистем любого мобильного гаджета. Что до тенденций, то их несколько:

  • Популяризация навигационных решений, массовый потребитель распробовал услугу;
  • Снижение цен на автонавигаторы — причем, радикальное;
  • Навигационные системы трансформируются в своего рода социальные сети;
  • Рост интереса к встраиваемым решениям (у этого сектора непростая история, но сегодня идея «умного автомобиля» звучит все чаще)

6. Недавно начали выходить навигаторы, работающие на ОС Android, которые фактически сочетают в себе функционал смартфонов, планшетов и классических PND. Какие перспективы у таких гибридных устройств?
Они, несомненно, откусят долю рынка, но следует помнить, что сегодня их цена заметно выше. Автонавигатор сегодня можно найти за 2-3 тыс. руб., «планшетонавигатор» — 8-12 тыс. и это оставляет нишу для «традиционных PND», но цены снижаются и ситуация будет меняться.

Какое навигационное ПО в России наиболее популярно? «Прогород», «Навител»,»СитиГИД», Navteq, «Сиджик», «Яндекс», «Автоспутник»?

Конкретных цифр сказать не можем, они относятся к коммерческому блоку исследований, кроме того, достаточно сложно отделить «программы» от «картографии» — а это важно. Но если обобщить данные наши и некоторых партнеров, то порядок же по убыванию примерно такой (отдельно для картографии и программ, многие программы используют одну и ту же картографическую базу, многие навигаторы могут использоваться с разными программами):

  • NAVTEQ (это основа для целого семейства навигационных пакетов, включая «Яндекс.Карты»);
  • «Навител» (предустанавливается на большую часть навигаторов);
  • TeleAtlas (используются в русских картах Google);
  • «Роскартография», «МСМП» (объединены, поскольку тут самый крупный «кластер» — «СитиГИД» и «Карты@Mail.ru» как спецверсия «СитиГИД»);
  • «Геоцентр-Консалтинг» («Карты@Mail.ru», «СитиГид», «Автоспутник» и др.);
  • «Прогород» («Сидиком Навигация»)
  • Open Street Maps;
  • «НАВИКОМ»
  • «Мегаполис» (в навигаторах JJ-Connect)
  • Другие (довольно много карт предлагают поставщики, вроде ФГУП и др., но обычно это либо какие-то нишевые решения, либо узкие области)

Что до программ для смартфонов/навигаторов, то рейтинг примерно такой:

  • «Яндекс.Карты»
  • Google Maps
  • «Навител» (версии для разных платформ);
  • iGO;
  • «СитиГИД», «Карты@Mail.ru»
  • «Прогород»;
  • Sygic;
  • «Автоспутник»;
  • Garmin;

(Данные для справки, отражают оценочное суждение экспертов SmartMarketing.)