Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Нас спрашивают: основные события и тенденции 2012

Ноутбуки. Apple пополнит линейку MacBook Air 15-дюймовым ноутбуком (весна 2012). На смену нетбукам приходят ультрабуки (на базе Intel: Lenovo, Samsung, LG и др.). Каких изменений стоит ожидать? Какой из существующих ультрабуков лучше?
Все, на самом деле, зависит от макроэкономической ситуации. Вендоры, отдышавшись после кризиса 2008 г. сегодня пытаются вернуться на накатанную колею: сместить фокус внимания покупателей с недорогих устройств на премиум-сегмент.

Это хорошо заметно в индустрии ноутбуков. Недавно Dell объявила о прекращении выпуска нетбуков, Intel пытается повторить историю с о «сверхплоскими» мобильными ПК... Но если в 2012 г. состоятся предрекаемые многими экономические пертурбации, то очень вероятно, что ориентация на роскошные модели снова сменится модой на бюджетные.

На сегодня, если уж смотреть правде в глаза, мир не испытывает необходимости в ультрабуках. Ну да, это хорошие устройства... Жаль они появились не три-четыре года назад. Но объективно рынок уже кластеризовался на два основных сектора: «деловой» с ноутбуками и «потребление контента» — с планшетами.

При этом планшеты вытесняют ноутбуки еще и по цене (ну, если говорить о Apple, а не о Samsung и других, кто, судя по всему сознательно держит высокую ценовую планку). Плюс облако, которое избавляет пользователя от необходимости носить с собой сверхъемкие хранилища информации (хотя требует мощных каналов, но и это позитивно — операторы заработают дополнительно).

Локально лидером среди ультрабуков пока выглядит ASUS ZenBook, отличный ноутбук. Достаточно дорогой, но того стоит. В общем, желаемой вендорами массовости они вряд ли достигнут, но свою, сравнительно небольшую нишу, займут, заодно потеснив Apple.

Новые и перспективные планшеты на Android? Скажем, Huawei MediaPad…
Да, MediaPad — отличный планшет, даже не верилось, что в сравнительно бюджетном классе, возможно, такое устройство. Huawei сделала очень хороший ход, тем более что и Android 4 уже избавился от многих детских болезней и если их объединить, что это будет исключительно «крепкий орешек».

Чего вообще ждать интересного от планшетов?
Самый интересный вопрос: а нужны ли миру планшеты. То есть понятно, что какое-то их количество, безусловно, нужно, они должны быть представлены в спектре конструктивов и форм-факторов. Но вот продолжится ли «бум планшетов» — это большой вопрос. Как показывает практика (для России) пока в соревновании двух, идеологически не слишком далеких, устройств — планшетов и электронных книг — пока выигрывают «читалки». И дело тут не только в цене, но и в том, что для читалок есть место на рынке, есть популярный use case — чтение в метро, в дороге.

Планшеты, казалось бы, тоже способны обеспечить удовольствие от чтения... Но они в разы меньше работают от батарей, потому в этом сегменте менее востребованы. И даже наличие красивых, интерактивных книг не решает проблемы.

В итоге им остается сегмент «домашней игрушки», интересной, увлекательной, но не более. Та такие «грабли» наступил iPad (не зря в некоторые месяцы рынок «вторичных продаж» на сетевых барахолках и аукционах доходил до 20%). И вот найдется ли для планшетов массовая ниша — это самый главный вопрос.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться история Nokia с Windows 8? Будет ли планшет?
Думается, такое устройство, несомненно, появится. Для Microsoft компания Nokia — стратегический партнер, для Nokia компания Microsoft — не менее стратегический, так, что все, что сделает одна, неизбежно возьмет на вооружение и другая. Вопрос в сроках, странах, которые первыми получат планшеты и т. д. — но это уже, в общем-то, технические детали.

Удастся ли Microsoft отхватить кусок планшетного рынка, или «поезд ушёл»?
Формально — несомненно. Просто потому, что действия компания такого масштаба неизбежно влияют на весь рынок. И если продукт окажется хотя бы средне-удачным, то, скорее всего он будет развиваться. Так было, например, с Windows Phone 7, поначалу, казалось бы, безнадежная попытка вступить в конкуренцию на мобильном рынке, оказалась не столь и безнадежной. Сама Microsoft может скептически оценивать свои успехи, но вообще в прошлом году можно было ждать, что платформа вообще провалится...

iPad 2S/3? Чего ждать — косметических изменений, как в iPhone 4S, или по-настоящему нового продукта?
Вообще, если иметь в виду график анонса новинок, который был принят при Стиве Джобсе, то следовало бы ожидать «революционной новинки». Другое дело, что сегментов, где можно было бы произвести революцию, сегодня уже не осталось.

И вряд ли стоит сомневаться, что развитие iPad пойдет по экстенсивному пути: больше разрешения, скорости, емкости, изменение габаритов (ходят слухи о выпуске мини-версии iPad).

Но новый iPad вряд ли станет прорывом, вероятность, что это будет не третья версия, а 2S весьма велика.

Это, кстати, явно чувствуют и нынешние руководство Apple, не случайно они так активно взялись «защищать свою интеллектуальную собственность».

Sony Xperia Play (первый телефон Sony).
Вряд ли стоит ждать существенных отличий от того, что в последнее время делала Sony Ericsson. Ну, исключая игровые возможности, конечно. В принципе, наверное, слегка подрихтуется форм-фактор, чтобы игровая природа была видна лучше.

iPhone 5? С выходом iPhone 4S сбился цикл выпуска новых моделей аппарата. Когда следует ожидать выхода «пятёрки»? Чего нового стоит ожидать?
Почему сбился? Вполне четко следует привычному двухлетнему графику: выходит Продукт (с большой буквы), затем модификация, затем снова Продукт, затем опять модификация: 2007 — iPhone, 2008 — iPhone 3G, 2009 — iPhone 3GS, 2010 — iPhone 4, iPhone 4S... Исключая первый iPhone, вполне четко видна стратегия. И это не только с iPhone, того же принципа Apple держится и для других продуктов.

От «пятерки» же, в общем, ожидать ничего нового не приходятся. Экстенсивное наращивание вычислительной мощности, но и все. Многие ждали, что в iPhone 5, если он появился в 2011 г. будет нечто типа «искусственного интеллекта», вместо этого там нашлась Siri, в сущности, достаточно примитивная система голосового интерфейса (что забавно, Microsoft сделала свой TellMe — в сущности ту же Siri — намного раньше, существенной разницы между ними нет).

Может быть, будут переделки форм-фактора. Это на самом деле весьма вероятно, поскольку если раньше Стив Джобс железной рукой удерживал инициативу подчиненных, то сейчас новый совет директоров вряд ли избежит соблазна «освоить сопутствующие ниши». Что, вообще говоря, для Apple будет ошибкой, поскольку размоет ее уникальность.

«Телефон Facebook» (производство HTC, кодовое имя Buffy. Построен на сильно модифицированной ОС Android). Главный вопрос — зачем? Какие надежды может возлагать Facebook на выпуск собственного телефона? Насколько он будет востребован?

«Все выпускают, а мы что, хуже»? 8)

Вряд ли стоит искать каких-то особенных тайных замыслов в том, что Facebook хочет выпустить свое устройство. Есть бренд, который хорошо известен, закономерно желание «снять сливки» не только в своем основном сегменте. Скорее следует удивляться, что до сих пор нет массы сувенирной продукции с символикой Facebook.

Кроме того, Facebook конечно лидер — но ему нужно удерживать свои позиции. Худо-бедно, но его теснят и глобальные соперники, вроде Google+, и локальные вендоры в разных странах, вроде «Одноклассников» или Mail.ru (хотя они и связаны своими акционерами).

Что еще интереснее: Facebook должен показывать прибыльность, причем не абстрактно, а вполне себе четкий показатель — «прибыль с пользователя». На рекламу в социальных сетях, как уже становится понятно, реагируют все хуже, пока еще этот тренд только-только возник, все-таки сказывается эффект масштаба. Но что-то делать надо и самое логичное в этой ситуации — предоставить дополнительные услуги. Например, видеосвязь. Соперничать со Skype тут сложно, попытки сделать гибриды с ним как-то тоже не очень удались, а с телефоном идея может и сработать. Если это будет гибрид FaceTime и Facebook — вполне.

Какие еще тенденции вы видите? Что-то вроде голосового управления (типа Siri), «облачная» защита, потоковые данные?..
Наверное, лучше разделить тренды на «модные» и «общие»;-)

Но Siri — это не тренд. Это «фишка», и, судя по всему не слишком удачная. Она несомненно, будет заисмтвована (точнее, как уже говорилось, возможно, это как раз Apple заимствовала идею у Microsoft, с ее TellMe) и превратят в такой тренд. Там есть свои сложности, начиная с принципиальных проблем когнитивных» алгоритмов и заканчивая банальным неудобством, но актуалный тренд имеет место.

Такой же модный тренд: дополненная реальность. Он, правда, скорее всего, станет основой для как минимум второй половины года. Выглядит более перспективным, главным образом из-за большей наглядности. У голосовых применений есть проблема, они требуют «последовательного» внимания. Им требуется уделить некоторое (пусть малое) время, отвлечься, одновременно слушать несколько «источников сигнала» человек не умеет. А в дополненной реальности все быстро, напрямую доступно, наглядно... И выглядит очень эффектно.

Что же до общих тенденций, то тут все обыденно: увеличение мощности и скорости, снижение габаритов, появление нишевых форм-факторов. Увы, но главная революция, пока не очень заметна: ее могли бы сделать батареи со временем работы часов так 200, но где они?