Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Нас спрашивают: PostPC, ноутбуки, ультрабуки, будущее

Не стихают разговоры о конце «эры ПК»...
Заметим, кстати, что термин PostPC era — не нов, ему уже более десяти лет, тот же Стив Джобс его использовал еще во времена «разноцветных Mac», это примерно 1999 г., и не он один, тогда же тему «Post PC era» пропагандировали очень многие гуру технологического рынка. Так, что все эти разговоры — «старые песни о главном», о том, как продать покупателям еще компьютеров, ноутбуков, планшетов...

Какая ситуация складывается на рынке ноутбуков? Насколько существенна динамика роста?
Рынок ноутбуков, по нашим оценкам, сегодня относительно стабилен. Особенного роста нет, но не столько из-за новейших трендов популярности планшетов, сколько по более прозаической причине. Основной ресурс роста — дешевые модели, их всегда продавалось и продается больше. Сегодня нетбуки утратили харизму «новинки», и место «устройства для привлечения внимания» занимают планшеты. Сам же рынок ноутбуков пребывает в стабильном состоянии, рост которого компенсируется рынком замены старых моделей. Ровно та же ситуация, только в меньших (примерно на порядок) масштабах, кстати, и с нетбуками.

Насколько это устраивает вендоров — вопрос сложный, но в таком состоянии рынок может пребывать довольно долго. Тем более что и ноутбуки не стоят на месте, вбирая лучшие достижения коллег по классу: они становятся более плоскими, более легкими, более мощными, мутируют (отличный пример — модель Toshiba Libretto W100/105 или «составные» модели, вроде ASUS Padfone).

Смогут ли они целиком и полностью заменить традиционные компьютеры? Вряд ли, все-таки сила обычного компьютера (обычного «системника» или мобильного, неважно) в том, что они универсальны, одинаково пригодны для решения самых разных задач, причем, порой выполняющихся одновременно.

Специализированные же модели подходят обычно для узкого спектра применений, со многими типичными задачами которого они справляются лучше, но вот с остальными уже намного хуже или вообще никак. Яркий пример: часто встречающийся на форумах любителей iPad вопрос «как качать на iPad торренты». Ответ понятен — никак. (Ну, если не взламывать прошивку, превращая iPad... в компьютер, каковым он, в общем-то, является).

И именно это идеологическое, принципиальное противоречие определяет
динамику рынка.

Какие основные технологические тренды прослеживаются сегодня на рынке ноутбуков?
В основном новые конструктивы — уже упоминавшиеся W100, PADfone, можно добавить разного рода «качельки», вроде Dell Duo и раскладные конструкции. Плюс снижение толщины, отчасти под влиянием MacBook Air, отчасти благодаря созданию ультранизковольных процессоров (CULV). Но тут есть нюанс — надежность. Планшет можно сделать тонким и прочным, а с ноутбуком сложнее, он больше по площади, а, кроме того, имеет механические узлы. Но как тренд это существует.

В Intel предсказывают, что к концу 2012 года 40% consumer laptops будут ультрабуки (ultrabooks). На чем основывается подобная уверенность?
Сложно говорить за кого-то, но в случае Intel можно с большой долей вероятности предположить, что они просто обновят продуктовую линейку процессоров, сняв с производства кристаллы, рассчитанные на другие системы (или, что вероятнее, поигравшись отпускной ценой процессоров).

Сверхмобильные ноутбуки — сегмент «трендовый», но реальная его перспективность неясна. Даже у Apple с 11-дюйм MacBook Air дела идут не лучшим образом. Там просто негде установить достаточно емкую батарею. У ноутбука батарея должна быть емче, уже потому, что крупнее экран, экономить на процессоре почти бессмысленно (на фоне энергопотребления дисплея его вклад минимален).

Кроме того, опять же, «потребительский ноутбук» — это минимум 13 дюйм. Ультрапортативная техника нацелена на специальные применения. А тут ведь надо же и видео смотреть, и игрушки, и фотографии, и поработать... Для такой системы важна универсальность, а значит о сверхкомпактности речи уже не идет.

iPhone и iPad стали стандартами де-факто. Что можно сказать о рыночных позициях, например, MacBook Air? Лидируют ли эти ноутбуки в технологических решениях?
В целом — см. выше. Что же до лидерства... Apple привлекает покупателей не мощностью, а харизмой. Как кто-то сказал «Apple — не инноватор, Apple — прогрессор», несущий чужие достижения в массы. Но тонкость в том, что ноутбуки Apple далеко не всегда «на острие прогресса», если говорить о «начинке». Они отличаются оригинальными функциями, концентрирующими внимание: фрезерованный корпус, стеклянный тачпад, изящный дизайн... А вот процессор или графический адаптер может быть прошлого поколения. Именно поэтому они занимают свою специфичную нишу, они популярны, но не могут покорить массовый рынок (вспомним еще и про не всегда адекватную цену, хотя это более критично в России).

Что такое бизнес-ноутбук (корпоративный ноутбук)? В чем его >> основные отличия от других моделей? Есть ли какое-то устоявшееся определения для таких компьютеров или каждый производитель вкладывает в него собственный смысл?
Сегодня это, обычно, модель, соответствующая т. н. «стандартному образу»: производитель гарантирует, что все ноутбуки такой-то модели идентичны друг другу и не отличаются даже в мелких деталях, вроде номера процессора или версии контроллера. Это важно, когда речь идет о большом парке техники, поскольку позволяет быстро ее обслуживать: вместо процедуры установки операционной системы — простое ее копирование («железо»-то идентичное), простота резервного копирования, возможность дистанционного управления (вплоть до выключения) и т. д. Это если речь о крупном корпоративе, если говорить о СМБ, то в таких моделях больше внимания уделяется надежности (прочности петель, например) и комплекту ПО (он не всегда оказывается нужен, но вендоры заботятся).

На какие задачи в первую очередь могут претендовать ноутбуки при замене настольных ПК в офисах? В чем состоят преимущества ноутбуков класса «замена настольного ПК» перед ПК?
Практически на любые, ограничение только одно — размеры экрана. Для работы с многими бизнес-приложениями (да даже тот же Excel с длинной табличкой) это уже важно. Еще один важный плюс: аккумулятор, который в случае крупногабаритного ноутбука играет роль встроенного ИБП.

Какие технологические решения применяют в бизнес-ноутбуках для защиты доступа к хранимым на нем данным и обеспечению общей безопасности?
Основных путей два: шифрование диска и вынесение важных данных в «облако» (на практике это обычно означает терминальный режим работы). Плюс дополнительные возможности, вроде дистанционного удаления данных, но они пока не особенно распространены.

Какие меры могут (должны) предусматривать бизнес-ноутбуки на случай их утраты или хищения?
Удаление информации, подача сигнала по доступным каналам, в идеале — включение на видеозапись камеры и передача видео или фотографий обстановки. Возможно, по мере появления в ноутбуках GSP-модулей, еще и передача координат, где находится система. И, конечно, шифрование данных.

Предоставляются ли в России услуги отслеживания местоположения ноутбука (через Интернет) в случае его кражи?
Существует несколько стартапов, вроде http://pclocator.net/, но системно, насколько нам известно, таких услуг никто не оказывает. Почему — неясно. Логично было бы вендору предложить такой сервис, но видимо есть сложности (все-таки тема граничит с оперативно-розыскной деятельностью, а это явно не дело вендора). Да и в целом, тема угрозы от инсайда несколько в контексте ноутбуков преувеличена, ноутбуки — далеко не самый главный канал утечек.

Как должны защищаться бизнес-ноутбуки для удаленной работы в корпоративной сети? Есть ли какие-то общие правила?
Общие правила безопасности «цифровой гигиены»: длинные и регулярно меняемые пароли, шифрование важных данных, резервное копирование, использование VPN, особенно в открытых беспроводных сетях.

На что в первую очередь следует обратить внимание, выбирая «бизнес-ноутбук 2011 года»?
Всегда и везде обращать внимание следует в первую очередь на задачи. Современные бизнес-ноутбуки — они очень разные, от строго корпоративных моделей ThinkPad или HP до «макбуков» и нетбуков. Первые — для компаний, вторые любят фрилансеры — а все это — бизнес. Поэтому в первую очередь следует определиться с задачами и потребностями, а, уже понимая их выбрать подходящую модель сегодня легко.