Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Нас спрашивают: смартфоны и планшеты в корпоративных приложениях

Мобильные устройства, их применение в бизнес приложениях...

Существует два основных сегмента бизнес-мобильности. Первый — использование традиционных устройств для бизнес-целей. Тут нет ничего особенного, специфика примерно та же, что и при организации работы корпоративного персонала на ноутбуках. Главное — безопасность, затем — централизованное управление парком устройств (что смыкается с вопросом безопасности, естественно), снижение корпоративных расходов на обслуживание всего этого добра и т. д.

Традиционно тут больше внимания сосредотачивалось на BlackBerry, который сделал доступ к почте своим главным коньком, но вообще это сегодня по силам любому более или менее современному смартфону.

Собственно, именно здесь, как представляется, Microsoft будет искать нишу для Windows Phone 7 — больше просто негде, потребительский рынок занят Apple, бюджетный сегмент — Android. А вот в корпоративе Microsoft всегда была сильна и если она сумеет интегрировать мобильные решения в свои продукты и создать такую ситуацию, чтобы компания, имеющая инфраструктуру на базе решений Microsoft задумается о мобильности, поняла, что ей проще и дешевле купить парк устройств на базе WP7, сразу получив решение и проблемы управляемости, и безопасности, и интеграции с корпоративными системами и т. д., то у WP7 есть очень хорошие шансы. Правда, судя по действиям, в эту сторону компания идет не очень активно, скорее наблюдаются непонятные рывки в стороны, что делает позицию WP7 достаточно слабой сегодня. Но в то же время, от глобальной корпоративной ориентации Microsoft (точнее, «на применение в компаниях», это может быть не только крупный корпоратив, но и СМБ), следует ждать, что и WP7 станет такой частью «инфраструктуры Microsoft».

Второй сегмент — специализированные решения на базе мобильных устройств. Это, как правило, мощные программные комплексы, создаваемые для решения сравнительно узких задач. В России исторически наиболее востребованы были решения для автоматизации мобильной торговли (VAN selling), торговля «с колес», когда экспедитор оптовой компании на автомобиле катается по торговым точкам и продает там товар, используя автомобиль как склад.

Это на самом деле очень большой рынок, непростой, но интересный тем, что там сразу виден экономический эффект. Автоматизация процесса сразу начинает экономить деньги, просто потому, что процедура оформления заказа ускоряется в разы. Это обстоятельство вызвало к жизни целый спектр решений, можно упомянуть решения «ST-Мобильная торговля», Vector-M, «Нео Матрикс», «НАПОЛЕОН», «Моби-С», MTrade PRO, но на сегодня крупнейший поставщик — компания CDC с решениями семейства «Оптимум» (их довольно много, для разных платформ и задач).

В мире, как ни странно, таких решений меньше, точнее сказать там они росли «под крылом» крупных разработчиков ERP и систем автоматизации (обычно по той простой причине, что перспективный стартап с интересным мобильным продуктом просто покупался кем-то из грандов), читай — по цене мало доступны СМБ и мелкому бизнесу.

С точки зрения объемов вся эта активность, впрочем, не оказывает существенного влияния на рынок. Закупки нерегулярные (что свойственно проектному сегменту) и достаточно редкие, крупных проектов не так много, а лишние 1-3 тыс. устройств в годовом разрезе существенно картину не меняют.

Особености корпоративного использования?
См. выше... Серьезных особенностей здесь нет, исключение — разве, что Apple, и то потому, что техника Apple — «вещь в себе» и интеграции вообще поддается не очень хорошо. В iOS 4 Apple обещала корпоративные функции, на практике все свелось к совместимости с Exchange, в следующей версии iOS возможно сделают что-то еще. Но iPhone и iPad много и они сами по себе создают некоторый прессинг на рынок, заставляя компании изучать вопрос об интеграции их в свои корпоративные системы.

Новых возможностей для бизнеса тоже ждать не приходится, максимум: упрощение оформления документов. Впрочем, недооценивать эффект от этого упрощения, как уже было отмечено, тоже не стоит.

Что касается модных тем, вроде «скоро все будут вести бизнес на планшетах», то мы относимся к этим идея достаточно скептически. Все-таки, планшет — система для потребления информации, тогда как в корпоративном секторе ее приходится вводить и изменять. Ниша планшетов в итоге ограничена специальными применениями (вроде АСМТ) и «рабочим местом руководителя» и еще не факт, что он на нем действительно будет работать, а не использовать для повышения статуса в глазах других таких же топов (заметим, что вообще, если у возникает необходимость в управлении откуда угодно, когда угодно», то наверное у этой компании что-то сильно неладно с корпоративным управлением... Впрочем, это уже дискуссионное мнение ;-). Но мода есть и следует ожидать появления соответствующих возможностей в крупных ERP-системах.