Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Нас спрашивают: геосервисы, социальные сети, навигаторы...

Какие новые ГИС-сервисы появились в России за последнее время (допустим, со II-III квартала 2010 г.)?
Навигационных стартапов довольно много, начиная с широко известных «ГДЕЭТОТДОМ.РУ» AlterGeo, GraffitiGEO, AroundMe.ru, «Мои Города», Rusavtobus.ru, IN THE CITY, Zmap, Gippos, «Национальный атлас России», Homepage.ru, «Мир Тесен» и т. д. и т. п. Плюс масса решений, встраиваемых в крупные системы, такие как «Яндекс.Карты».

Сказать кто из них новее довольно сложно, во-первых, стартапы часто «созревают» намного позже, чем запускаются официально, да плюс функциональность сервисов постоянно увеличивается и сервис в 2011 г. может быть совсем не тем, что он был в 2010 г.

Но можно констатировать общий тренд — навигационные сервисы теснят друг друга, а заодно и готовятся конкурировать с офлайн-решениями - навигационными программами на устройствах PND и коммуникаторах).

К примеру, основные навигационные сервисы в Интернете («Яндекс», Google, Mail.ru, даже «Рамблер») обзавелись мощными функциями расчета маршрутов. Они были и ранее, но достаточно примитивные, сегодня по мощности эти системы могут конкурировать с алгоритмами, заложенные в «офлайновые» навигаторы. И фактически, мобильные версии (которые есть практически у всех основных навигационных сервисов отстают от офлайновых программных продуктов лишь в том, что они не имеют голосового сопровождения по маршруту, надо смотреть на экран своего гаджета, но это явно дело недалекого будущего.

Какие новшества появились на существующих ГИС-сервисах (Яндекс.карты, Google Maps и т.п.)? Какие новшества и у кого появились в «мобильной» (навигационной картографии)?
В основном, это маршрутизация и, в случае «Яндекс» возможность обмена сообщениями между участниками движения.

Интенсивность развития картографии в интернете отчетливо видна на примере пробочных сервисов, конкуренция между игроками, предоставляющими такие услуги, за последний год очень обострилась. И если раньше безусловным лидером был Яндекс, после подтянулся Mail.ru, а недавно пробки появились у Google и Рамблер, который заключил соглашение с «Прогородом». Причем, пробки стали более приближенными к реальности, существенно возросло качество этих сервисов. До недавнего времени оно оставляло желать лучшего.

Как иллюстрация развития, показательны игры GPS-Club.ru. Автомобилисты с навигаторами без поддержки информации о дорожных заторах в 2009 году проезжали до цели быстрее, чем те, кто пользовались «пробками», но уже в 2010 году в аналогичном испытании «пробки уже не проиграли», но и не выиграли у навигаторов без этого сервиса, «знающих» только карту и маршрут. Есть надежда, что уже в 2011 году сервисы «пробок» станут действительно полезными автомобилистам, и будут способствовать перераспределению трафика в городе и его оптимизации.

Один из удачных ходов в этом направлении сделал активный участник рынка ГИС – «СитиГИД», который запустил так называемые «Пробки 2.0». В этом варианте программа вычисляет и показывает пробки не просто на дороге, а по конкретным полосам. Это дает пользователям возможность выбирать дополнительные маршруты объезда.

Фактически, сейчас мы уже отчетливо просматривается новый стандарт для навигационного решения. Помимо актуальной картографии и маршрутизации, программа должна быть интегрирована с Сетью и дополнена геоинформационными сервисами, предлагающими эффективные маршруты передвижения исходя из реальной дорожной ситуации. И заметно, что участники рынка двигаются как раз к этому стандарту: программы, которые изначально были чисто офлайновыми приобретают элементы сетевых сервисов.
Так в линейке почти каждого вендора PND появились модели connected-модели, с модулем для мобильного Интернета, а значит, с функцией получения обновляемой информации о дорожных заторах, о гаишных засадах, о местонахождении своих знакомых и т.д.

4. Что можно сказать об интеграции ГИС и социальных сетей? Можно ли сказать, что сейчас бум любительской картографии: кто-то рисует карты автоподстав, кто-то - радиации и т.п. Из-за чего это возникло?
Ну, собственно, такие карты — это и есть интеграция навигации и соцсетей. Причины тут скорее надо искать не в развитии технологий, а в социальном дискурсе, недавний пример – когда жители Санкт-Петербурга начали рисовать карты сосулек и опасных мест в городе. Но первопричиной тут были вовсе не навигация или Интернет, они оказались просто удобным средством. Аналогично и в других областях, от карт рыболовов с уловистыми местами до карт, которые делают вегетарианцы, измученные недостатком заведений общепита и магазинов с «этичным» ассортиментом.

Как монетизируются геосервисы? Есть ли какие-то новые оригинальные решения и механизмы монетизации?
Пока с трудом. Проблема в том, что сама по себе навигация – лишь инструмент, возможность, которую надо к чему-то «прилепить». Мало обеспечить техническую функцию определения координат или даже адресов, надо еще придумать зачем это нужно пользователю. А с этим пока туго, кроме «общения», «пробок» и розыгрышей идей, имеющих коммерческий потенциал, мало. Хороший пример здесь сервис AlterGeo, который на базе своего решения построил целый комплекс чисто потребительских услуг, таких как получение купонов и бонусов, розыгрыши, скидки в ресторанах и т. д. Хотя это геосервисы здесь уже как-то особо и ни при чем — разве, что транслируются тем, кто подключен к такой сети.

И здесь кроется еще одна проблема монетизации геосервисов: принципиальная ограниченность числа пользователей в одном месте. В радиусе, скажем, километра от заведения, размещающего рекламу в геосервисе, может быть 10 тыс. человек, из них, пусть тысяча, будет пользователями сети, из этой тысячи десяток заинтересуется предложением... Тут конечно все зависит от места и «проходимости» торговой точки, но привычного для Интернет-бизнеса трафика в миллионы пользователей здесь нет. Да и как рекламоноситель современные смартфоны не слишком удачны – экраны маленькие, когда рекламы много она засоряет экран, мешая друг другу, закрывая нужные объекты и т. д. Некоторую надежду здесь, правда, дают планшеты и навигаторы, у них экраны больше.

Именно поэтому самое ожидаемое событие на рынке навигации – активное развитие так называемых сервисов LBS – Location Based Servises. Пользователь будет получать больше информации о местах, мимо которых он проезжает (это могут быть как музеи, театры, библиотеки или рестораны, так и магазины, салоны красоты, рестораны или кафе, например).

На Западе это уже работает, а в России таких служб практически нет (исключая систему POIdo, но о ней в последнее время стало как-то мало слышно). У нас вообще трудно применять действующие во всем мире схемы монетизации каких-либо сетевых сервисов, так как россияне пока не готовы за них платить. Примерно так же, как за легальный софт или мультимедийный контент.

И LBS можно было бы назвать единственным вариантом заработка в навигации, но пока эти сервисы находятся в зачаточном состоянии. Во многом это объясняется тем, что вообще главным глобальным драйвером подобных решений является Google, но в нашей стране Google в этом направлении сравнительно мало активна.

В идеале же, вершиной развития могут стать решения на базе «дополненной реальности» (нечто такое уже есть у AlterGeo, но на довольно простом уровне), но см. выше о проблемах с размерами экранов.

Сейчас с точки зрения развития геосервисов мы отстаем от Европы и США в плане развития навигационных сервисов в среднем лет на пять. Однако есть надежда, что это отставание будет сокращаться. Так как динамика отечественного рынка пользовательских устройств для навигации внушает оптимизм: за 2010 год в России было продано в три раза больше навигаторов, чем в 2009-м.