Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Нас спрашивают: навигационное «пиратство»

Какова доля нелегального (серого) оборудования, по вашим оценкам, на российском рынке? Сколько ежегодно продается серых устройств?
По нашим оценкам, доля таких GPS с контрафактным ПО не так и велика, в пределах 17–20%. Причем, в эти 20% входят все виды контрафакта, от китайских навигаторов с тем же iGO до «прохаченных» программ, используемых энтузиастами, устанавливающими, например, карты из открытых проектов.

Такая ситуация обуславливается исторической спецификой рынка GPS-навигаторов. В Европе — в той же Испании — недобросовестный поставщик мог взять китайский навигатор, поставить на него взломанную iGo и продавать, не особо заботясь о качестве картографического покрытия, в iGO оно было достаточным. В России ситуация сложнее. Несколько конкурирующих навигационных программ соперничают прежде всего в качестве карт и, что принципиально важно, регулярно обновляют свои разработки. Обновление требует лицензионной версии — или длительного ожидания (ну или самостоятельного взлома, что по силам единицам).

Еще более важно, что в России хорошо развит OEM-сегмент. Основная масса покупателей GPS получает навигатор сразу с ПО, и, зачастую, даже не представляет что его можно сменить. При этом, навигатор, обычно, покупается в розничной сети, а им не с руки связываться с контрафактом (как следствие, там и доминируют дешевые OEM-поставщики).

Что касается энтузиастов, то их тоже немного, но их «взломы» как правило, не связаны напрямую с коммерческой деятельностью.

В денежном выражении, сколько теряет рынок?
Любые оценки «потерянных денег» в этом контексте бессмысленны, если человек купил «пиратскую» версию, это не значит, что он купил бы лицензионную, может быть он вообще бы обошелся бесплатной программой навигации, вроде Google Maps, Nokia Map, Карты@Mail.ru и др. Так, что даже не рискнем оценивать.

На наш взгляд, российский рынок навигационого ПО делится на три основных сегмента: OEM, «коммерческие» и бесплатные версии. С OEM все понятно, ПО предустанавливается и его поставщик гарантированно получает свои деньги. Те из поставщиков, кто не успел закрепиться в OEM-сегменте вынуждены продавать свои разработки как «коммерческие», делая акцент на дополнительных функциях и возможностях, развивая маркетинг и др. Но они продают меньше, а значит маржу стараются держать больше. Бесплатные проекты популярны, но сосредоточены в секторе GPS-WID (коммуникаторы, смартфоны с навигационными возможностями), есть варианты и для навигаторов, но их в разы меньше.

Каким образом с этой ситуацией борются лицензированные производители, правоохранительные органы (примеры?
В основном, усовершенствованием защиты и ценовым фактором. Здесь можно провести некоторую параллель с ситуацией на рынке игр: когда-то он был почти строго разделен на дешевый контрафакт и дорогую «лицензию». Правообладатели боролись с пиратами, и даже иногда выигрывали, но «по очкам» пираты побеждали. Затем повились дешевые лицензионные «джевелы» и довольно-таки мощная индустрия игрового пиратства сама собой пошла на убыль. И в секторе GPS-ПО картина сходная: доступность (сравнительно) дешевых OEM-версий не создает предпосылок для развития массового контрафакта. В мире же iGo пытается держать маржу, как следствие, получает развитие пиратства свои продуктов. Дешевая ниша на рынке будет всегда, пытаться выжимать из потребителя соки — плохая стратегия.

Какие сложности/проблемы появляются у автовладельцев при использовании серых навигаторов/программ?
По большому счету, никаких. На соответствующих форумах можно скачать карты и программы, но надо понимать, что их установка в GPS-навигатор требует некоторых специальных навыков. Даже при том, что многие модели сегодня рекламируются как «пргодные для установки разных навигационных систем», это не отменяет необходимости значть, например, что такое ActiveSync, чем Windows CE отличается от Windows Mobile и др. В принципе несложно, но это не очень массовое развлечение. Хотя исключения случаются, в основном если изготовитель навигатора поскупился и предустанавливает какую-то ну совсем уж непотребную версию, но такое случается нечасто и, еще раз отметим, не носит системного характера.

Какие программы/устройства пользуются наибольшим спросом у пиратов?
Выделить какие-то конкретные модели сложно. Это связано еще и с тем, что разные модели навигаторов могут отличаться внутренней архитектурой, а значит, и требовать дополнительных усилий по «взлому» программы. И это не всегда дешевые системы, некоторая доля взлома приходится и на навигаторы, устанавливаемые в дорогие автомобили (поскольку качество встроенного стандартного ПО там иной раз бывает ниже всякой критики, а о картах и говорить не приходится).

Есть ли существенная разница по стоимости серого и белого оборудования?
Существенной нет, рынок и так уже прошел барьер в 5 тыс. рублей, а маржа исчисляется единицами процентов. В целом направление развивается скорее в сторону увеличения функциональности за счет дополнения комплектации — стойки, зарядники - -уже давно норма, сейчас к базовой комплектации подбираются камеры заднего вида и датчики приближения. Кроме того, идет процесс увеличения диагоналей. Но там маржа увеличивается благодаря улучшению характеристик, а не неоправданной экономии.