Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Нас спрашивают: перспективы Apple iPhone 4

1. Ваше мнение о перспективах iPhone 4?

iPhone 4 изрядно удивил мир. От Apple ждали откровения, чего-то, что могло бы произвести столь же мощное впечатление, что и первый iPhone. Интерес (на грани истерии) к iPad только стимулировал ожидания и уверенность, что уж четвертый iPhone-то будет "неиллюзорно крут". На практике... Судя по всему, настроение рынка сейчас можно описать как несколько недоуменное. Сделано несколько важных шагов — но изменился стиль устройства. Тут дизайнерам Apple нельзя отказать в мастерстве, ведь вроде бы пара легких штрихов, вроде угловатых граней или круглых кнопок регулировки громкости.-- и аппарат выглядит не как гламурная цацка, а как солидный бизнес-смартфон. И многих пользователей, уже годами приученных к идее, что Apple — это мода в ее гламурном воплощении — это основательно смущает.

Думается, Apple это сознавала и загодя предприняла некоторые меря, например, пресловутая история с "инженерным образцом" была явно санкционирована, уж больно странные обстоятельства: много лет утечек не было, наоборот были истории о самоубийствах китайских инженеров, терявших образцы. А тут — готовый образец забыт в баре... Причем, судя по дизайну, это был образец последнего цикла, внешних отличий от официального мало. Зато недовольные спустила пар, высказав свое "фу" в отношении нового стиля на этом образце, а репутация коммерческого аппарата осталась, в сущности, не затронутой. Вместо того чтобы весь негатив выливался на саму новинку, сегодня большинство СМИ, даже специальных, констатируют "он такой же, все недостатки те же, что мы писали месяц назад, когда была новость о прототипе", на чем критика завершается и далее следует рассказ о новых возможностях iPhone 4. Очень грамотное PR-решение.

Проблем в текущей ситуации стоит две:
1. Убедить бизнес (читай, владельцев BlackBerry), что iPhone ничуть не хуже.
2. Убедить существующих фанатов iPhone, что новый аппарат не хуже и имеет смысл на него обновиться.

С нашей точки зрения, iPhone 4 следует рассматривать как попытку освоения бизнес-сегмента. очень похоже на то, что покупательский ресурс "гламурного" сектора iPhone, в общем-то, выбрал. Он вышел в 2007 г., на фоне весьма благополучной финансовой ситуации, когда гламур превращался к господствующую тенденцию и в технологическом мире. Красивая "упаковка", достаточно интересный, на фоне тогдашних конкурентов, набор технологий — в итоге, iPhone стал феноменом, буквально социальным, символов принадлежности к определенному социальному слою. Проблема в том, что благополучие значимой части этой прослойки была связана с разного рода кредитными схемами. А кризис серьезно сказался на ее покупательской способности. (Косвенным образом такое мнение подтверждается и не по-эппловски гуманными ценами на iPad.) И новый iPhone очень смахивает на признание этого факта. А в бизнес-секторе, если говорить о США, есть совершенно ясные перспективы — сманить пользователей BlackBerry.

Отсюда и акцент на "новые технологические решения", и постоянное подчеркивание WiFi как среды для коммуникаций (сюда замечательно укладывается соглашение со Skype), и акцент на возможности подключения к Exchange и многое другое. Безусловно, совсем отказаться от старых наработок и окончательно смутить "ябловодов" никто не хочет, фанаты Apple — это залог успеха компании и для них тоже сделано немало, вроде модернизированного гиродатчика и возможности смотреть книги в iBooks. Но тенденция просматривается достаточно ясно.

Первая задача решится, скорее всего, естественным образом. Впрочем, у Apple есть мощный ресурс — она может вынудить разработчиков обновить приложения до новой версии, вынуждая (ну, не совсем вынуждая, скорее стимулируя — но активно) пользователей обновлять аппараты. Но главное — сейчас можно ждать волны рынка модернизации. Существует отложенный спрос, многие год назад отказались от перехода на 3Gs, решив ждать "четверки" и теперь они дождались — и что с того, если она оказалась не совсем такой, как казалось? Там стоит логотип Apple — и для них это главное ;-)

2. Сколько по оценкам Smart Marketing продано белых и серых версий предыдущих моделей?

По нашим оценкам, соотношение "официальные: серые" сегодня колеблется около 70:30, с некоторой тенденцией к снижению доли "серых", обуславливаемым несколькими факторами, главным образом, именно ожиданием "четверки". Сейчас и пока наши операторы не наладят официальные продажи новой модели это соотношение, скорее всего, изменится, причем, существенно. Можно прогнозировать скачок "серых" до 60% и выше. Точнее, летом эта доля, скорее всего, будет колебаться под 100%, энтузиасты потащат их, чуть ли не в чемоданах (да они, собственно, уже начали "принимать предзаказы", обещая доставку в конце июня). На этом фоне продажи iPhone 3G, надо полагать, упадут до минимальных значений (что-то на рынке продается всегда; здесь можно ждать еще и активности со стороны операторов, которые могут, например, существенно снизить цены или сделать совсем уж выгодные тарифные планы, но на это надежд мыло).

3. Каково сейчас вообще проникновение 3G телефон в России?
Если говорить о числе моделей WID, то возможностью работы в сетях 3G обладает практически 90% аппаратов. Но оговоримся, речь идет именно о WID (Wireless Informnation Devices, "беспроводных информационных устройствах"), а это, обычно, достаточно дорогие модели. Но в целом, 3G на терминалах уже давно не проблема, года два значимая доля абонентских устройств способна работать с 3G. Это было необходимо, потому, что в мире сети 3G активно росли, это Россия по историческим причинам оказалась едва ли не в хвосте этого процесса (и, без эээ... прямой стимуляции со стороны президента, операторы не чесались бы еще долго).

Лирическое отступление. Как таковой 3G не так важен. Важны сервисы, а вот здесь у России есть определенное отставание. Причем, отставание не столько технологическое, сколько в головах. Если в мире мобильный Интернет рассматривается как дополнительный канал, то у нас он превращается в основной, причем, реально загруженный. В мире по мобильной сети покупаются книги и фильмы — единожды скачав файл, пользователь смотрит его на том же iPhone. У нас 3G-модем вешается на роутер и используется для беспрерывной загрузки торрентов и файлообмена. Совершенно, принципиально разные схемы абонентского поведения. На эти грабли наступила Yota, сеть, которой задумывалась как среда именно для "прикладных сервисов" — "Yota Музыка", видеочаты, Yap-Yap... Основная масса абонентов оказалась совсем не теми "потребителями контента в сети провайдера", о которых явно мечтали маркетологи, а предпочитала тупо качать. Благие намерения столкнулись с объективной реальностью и объективная реальность выиграла.

С 3G ситуация во многом та же самая. Для WID, по большому счету, 3G сегодня не нужен — нечего качать. Загрузка музыки у нас еще не прижилась, для карт и мобильного серфинга хватает и GPRS, равно как и для книг, видеосвязь пока особым спросом не пользуется. Skype на коммуникаторах — тоже штука не массовая, да и операторы смотрят на него косо. В итоге, для 3G остается один killer-app сценарий — работа в качестве где резервного, а где и основного канала доступа к Интернету. Страна большая, мест, неохваченных нормальным ШПД в регионах много, плюс бизнес-центры с локальными "закидонами". И именно тот, кто сумеет решить эту проблему, предложив схему, в которой и пользователи получают свой вожделенный "мобильный дата-безлимит" и оператор не остается внакладе, станет лидером. Но еще никому не удалось.