Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Объем российского рынка автонавигаторов в 2011 г. составил 1 млн 515 тыс.

За 2011-й год российский рынок автонавигаторов вырос на 22% – всего было продано 1 млн 515 тыс. таких устройств (против 1 млн 241 тыс. за 2010 год). Лидером по объемам продаж стала компания Prestigio с долей в 28,5%, пятерка крупнейших игроков этого сегмента выглядит следующим образом (в порядке убывания долей): Prestigio, Explay, Prology, Lexand и Texet. Эти пять брендов контролируют в сумме 82,5% рынка. В целом, можно отметить заметный рост рынка: его объем увеличился на 22% (в 2010-м году в России было продано 1 млн 241 тыс. навигаторов).

Среди трендов рынка навигаторов в 2011-м году стоит выделить практически полный уход с рынка ведущих мировых брендов, еще пару лет назад занимавших лидирующие позиции, появление первых массовых моделей с поддержкой российской навигационной системы ГЛОНАСС, а также моделей под управлением операционной системы Android. Кроме того, в 2011-м году появились первые навигаторы с видеорегистраторами.

  Бренд Рыночная доля по итогам 2011 Рыночная доля по итогам 2010 Изменение доли за год
1 Prestigio 28,5% 12,0% (+)137%
2 Explay 24,8% 19,2% (+)29%
3 Prology 11,2% 1,9% (+)489%
4 Lexand 10,5% 6,1% (+)72%
5 Texet 7,5% 15,4% (-)51%
6 Oysters 3,9% 3,9% 0%
7 Digma 3,2% 2% (+)60%
8 JJ-Connect 2,9% 2,9% 0%
9 Garmin 2,4% 7,5% (-)68%
10 Treelogic 1,2% -
  Другие 3,8% 29,2% (-)87%



Суммарная доля первой пятерки:

  • 2010 – 54,6%
  • 2011 – 82,5% (рынок концентрируется вокруг основных игроков)

Среди основных трендов российского рынка навигаторов – практически полный уход с «арены» ведущих мировых навигационных брендов, которые еще два года назад занимали ведущие позиции в рейтинге. Отдельно стоит отметить бренд Prestigio: хотя формально он и является зарубежным, но среди его владельцев и топ-менеджмента преобладают русскоязычные граждане бывшего СССР.

Наиболее заметно падение позиций компании Garmin – ещё два года назад лидера российского рынка навигаторов: в рейтинге продаж в 2009-м году Garmin занимал второе место (23,1% против 28,3% у лидера на тот момент – марки Explay), в 2010-м году его доля упала до 7,48% (четвертое место в рейтинге). По итогам 2011-го бренд контролирует уже около 2,4% рынка (девятая позиция в рейтинге). Mio, занимавшая в 2009-м третье место в рейтинге крупнейших брендов (8,3%), по итогам 2011-го года и вовсе не попала в условный «ТОП-10».

Причин снижения популярности продукции иностранных компаний несколько: неконкурентоспособные цены, обусловленные в том числе двухуровневым каналом поставок (использование дистрибуторов), недостаточное внимание, уделяемое продвижению на российском рынке, игнорирование специфики отечественного рынка, а также жёстко «прошитые» в устройства собственное навигационное ПО и карты, часто проигрывающие в актуальности отечественным конкурентам.

Карты России в программах, «вшитых» в навигаторы зарубежных брендов, зачастую имеют меньшее покрытие, а темпы их актуализации гораздо ниже, чем у российских аналогов.
«Основная проблема зарубежных навигационных систем в России заключается в недостаточном охвате онлайновых сервисов, которые стали залогом популярности и для Garmin, и для TomTom на Западе, — отмечает Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу SmartMarketing, – Тема «онлайновой навигации» — один из основных трендов, обуславливающих развитие этого сегмента, но в России ниша занята решениями «Яндекса» и, хотя и в меньшей степени, Mail.ru и Rambler. Начать же сотрудничать с российскими поставщиками навигационного ПО и карт, устанавливать на свои устройства системы «Навител Навигатор», «Прогород» и «СитиГИД» зарубежные изготовители, за редкими исключением, не хотят или не имеют возможности. И в ситуации, когда на рынок навигаторов усиливается прессинг со стороны смартфонов и планшетов, это вполне может привести к их полному вытеснению локальными вендорами. Вторая значительная причина ослабления позиций зарубежных брендов – смещение акцентов глобального рынка с классических портативных навигаторов в сторону встраиваемых систем (in-dash), навигационного ПО и сервисов для смартфонов. Зарубежные компании сокращают свой бизнес навигаторов. Естественно, сокращение в первую очередь касается второстепенных рынков, к которым относится и рынок России».

В 2011-м году зародился сегмент массовых «двухсистемных» навигаторов, которые могут одновременно принимать сигналы двух глобальных спутниковых навигационных систем – российской ГЛОНАСС и американской GPS. В 2010-м году таких устройств в продаже не было. Первые двухсистемные модели появились в продаже в мае 2010-го года: ими стали навигаторы Lexand SG-555 и Explay GN-510. Сегодня модели с поддержкой ГЛОНАСС и GPS есть в продуктовых линейках всех брендов ТОП-5 кроме Texet, а доля таких устройств в общем годовом объеме продаж навигаторов достигает 6,6% (за 8 месяцев 2011-го года в России было продано порядка 100 тыс. «двухсистемников»). В будущем, по прогнозам экспертов группы SmartMarketing, их доля будет увеличиваться.

К актуальным трендам 2011-го года следует также отнести появление автомобильных навигаторов, работающих на открытых программных платформах (Android). Первое такое устройство (под брендом GlobusGPS) появилось в продаже в начале 2010-го года, но прошло незамеченным рынком. К концу2011-го года первые модели на Android анонсировали две компании ТОП-5: Texet и Prestigio. В 2012-м году эксперты прогнозируют резкий рост продуктового предложения в данном сегменте.

Весной 2011-года в продаже под брендом X-Device появился первый GPS-навигатор со встроенным видеорегистратором. К началу 2012-го года на рынке было представлено уже около полудюжины таких моделей нескольких основных навигационных брендов. Поскольку видеорегистраторы являются вторыми по популярности после навигаторов портативными автомобильными электронными гаджетами, а динамика роста рынка регистраторов значительно опережает динамику роста рынка навигаторов (в 2011-м году в России было продано не менее 200 тыс. регистраторов, на 100% больше, чем в 2010-м году; прогноз роста на 2012-й год – до 500 тыс. штук), есть все основания полагать, что в текущем году подобные «гибриды» будут представлены всеми основными торговыми марками, а доля подобных устройств в общем объёме продаж навигаторов вырастет минимум до 10%.

Динамика индикатора рыночной концентрации (индекс Герфиндаля-Гиршмана) отражает тенденции вымывания с рынка небольших вендоров и крупных зарубежных навигационных брендов. С начала 2011-го года интенсивность конкуренции постепенно снижалась, в секторе устройств PND за год индекс рыночной концентрации составил 0,1896 –притом что год назад его значение составляло 0,069. Рынок автомобильной навигации прошел бурный этап становления и переходит в фазу «стабильного развития» с высокой динамикой. Этот этап характеризуется уходом с рынка второстепенных игроков и концентрацией большей части рынка вокруг брендов первого эшелона.