Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Объем российского рынка потребительской навигации в 2010 г. составил 2 млн. 599 тыс. штук

Аналитическая группа SmartMarketing (www.smartmarketing.ru) публикует основные результаты исследования российского рынка персональных и автомобильных GPS/ГЛОНАСС-навигаторов и GPS-оснащенных WID за 2010 г. (промышленные приемники GPS/ГЛОНАСС в данном обзоре не учитывались).

По итогам периода общий объем продаж устройств со средствами навигации на российском рынке, согласно оценкам SmartMarketing, составил 2 млн. 599 тыс. штук1, что составляет 223% в сравнении с аналогичным периодом 2009 г. (1 млн. 168 тыс. шт.) Объем продаж устройств автомобильной навигации (PND) составил 1 млн. 241 тыс. штук (47,75%)2, на долю GPS-оснащенных WID (GPS-WID) пришлось 1 млн. 324 тыс. штук (50,96%), прочие GPS-устройства (ручные, туристические, охотничьи навигаторы, Bluetooh-приемники и др.) занимают 1,29% рынка. На рынке доминируют приемники GPS, доля устройств, оборудованных ГЛОНАСС остается незначительной.

«За 2010 г. рынок персональной и мобильной навигации рос без потрясений. Рост можно назвать органическим, быстрое увеличение числа навигационных устройств обуславливается как массовым обновлением парка мобильных телефонов (а почти все современные WID оборудованы средствами навигации), так и естественным развитием сегмента автомобильной навигации — отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу SmartMarketing, — Этот процесс сопровождается существенным изменением расстановки сил участников рынка, в частности, существенно утратили позиции европейские и мировые компании — специализированные производители навигационных устройств».

В течение года доля GPS-оснащенных WID колебалась, отражая рыночную ситуацию в сегменте WID как таковом, составив в конце года 50,96% (1 324 тыс. шт.) против 47,75% PND. Относительная доля PND снижалась при одновременном увеличении абсолютных объемов продаж: 58,98% (207 тыс. шт.) в I квартале 2010 г., 51,82% (265 тыс. шт.) во II квартале 2010 г., 45,69% (342 тыс. шт.) в III квартале 2010 г., 43,25% (428 тыс. шт.) в IV квартале 2010 г. При сравнении показателей с результатами 2009 г., средняя за год доля PND возросла (с 37,41% в 2009 г. до 47,75% в 2010 г.; 127,64%), тогда как доля WID-GPS — снизилась (с 60,55% в 2009 г. до 50,96% в 2010 г.; 84,16%). Иными словами, данное снижение не представляет собой системного тренда и обуславливается преимущественно разностью темпов роста сегментов и естественными флуктуациями рыночной ситуации (включая мощный фактор влияния негативной экономической ситуации 2008 г. на рынок в 2009 г.). Следует особо отметить, что сегменты PND и GPS-WID не каннибализируют друг друга, а вместе растут на рынке потребительской навигации, причем сравнительно независимо.

Платформная динамика менялась несущественно, ведущие позиции на рынке PND сохраняет Windows CE (более 99%), доля других платформ, включая Android — менее процента. В сегменте GPS-WID распределение долей платформ в целом соответствует рыночному.

Десятка лидеров рынка автомобильной навигации (PND) по итогам 2010 г. (перечислены по убыванию долей):

  1. Explay (19,2%)
  2. teXet (15,36%)
  3. Prestigio (12,02%)
  4. Garmin (7,48%)
  5. LEXAND (6,06%)
  6. Oysters (3,94%)
  7. JJ-Connect (2,85%)
  8. SHTURMANN (2,58%)
  9. Digma (1,97%)
  10. Prology (1,89%)

Индикаторы рыночной концентрации (Герфиндаля-Гиршмана) отражают высокую фрагментированность и стабильно значимую конкуренцию в сегменте, обуславливаемую появлением новых игроков и изменением объемов существующих поставщиков. За год данный индикатор возрастал в секторе устройств PND составил 0,067995, при этом, в II квартале 2010 г. его значение составляло 0,07961, во II квартале 2010 г. — 0,072028 (111% от I квартала 2010 г.), в III квартале 2010 г. 0,069349 (115% от I квартала 2010 г.), в IV квартале 2010 г. — 0,067796 (117%). Специализированные компании-изготовители навигационных решений уступают рыночную долю, главную роль в сегменте PND в течение года играли локальные неспециализированные поставщики электроники и торговые компании, продвигающие частные марки.

Изменение продуктовой специфики PND как товара (однотипные устройства, незначительные различия в цене между продуктами одного сегмента, минимальную прибыль и, как следствие, необходимость высоких объемов и т. д.) обуславливают изменения расстновки сил (особенно показательно снижение доли Mio, выпавшей из десятки лидеров, хотя еще год назад она занимала около 8% рынка и неудачи таких европейских игроков, как TomTom и NAVIGON).

Десятка лидеров рынка навигации в целом (включая GPS-WID и PND) по итогам 2010 г. (перечислены по убыванию долей):

  1. HTC (10,75%)
  2. Explay (9,17%)
  3. Samsung (8,71%)
  4. Nokia (8,47%)
  5. Apple (7,51%)
  6. teXet (7,33%)
  7. Prestigio (5,74%)
  8. Sony Ericsson (4,26%)
  9. Garmin (3,57%)
  10. LEXAND (2,9%)

Индикаторы рыночной концентрации для рынка в целом отражают меньшую фрагментированность (но стабильно значимую конкуренцию). В среднем за год значение индикатора составило 0,088247, при этом, в II квартале 2010 г. — 0,087652, во II квартале 2010 г. — 0,083409 (105% от I квартала 2010 г.), в III квартале 2010 г. 0,089367 (98% от I квартала 2010 г.), в IV квартале 2010 г. — 0,092107 (95%). Некоторое снижение (почти на грани точности оценок) отражает влияние поставщиков WID-GPS, имеющих в массе бОльшие объемы продаж, нежели большинство вендоров PND (и доминирующих в списке лидеров рынка GPS/ГЛОНАСС навигации в целом).

Структура рынка ПО, используемого в устройствах потребительской навигации, глобальных изменений не претерпела.

Структура сегмента ПО автонавигаторов (PND) за 2010 г.:

  1. «Навител Навигатор» (65,94%)
  2. «Прогород» (6,53%)
  3. «СитиГИД» (11,00%)
  4. ПО на базе карт «Навиком» (7,36%)
  5. ПО на базе карт Navteq (4,37%)
  6. ПО на базе карт TeleAtlas (2,24%)

Структура сегмента ПО для рынка в целом (PND, GPS-WID) за 2010 г.:

  1. «Навител Навигатор» (33,82%)
  2. «СитиГИД» (9,40%)
  3. ПО на базе карт «Навиком» (6,30%)
  4. ПО на базе карт Navteq (17,76%)
  5. Другие (32,72%)

1 По данным группы SmartMarketing; материал имеет статус аналитической справки, группа SmartMarketing не несет ответственности за использование приводимых данных и не может гарантировать их полноту, отсутствие опечаток или неточностей. Числовые показатели сформированы на базе собственной методики SmartMarketing с учетом неофициальных (т. н. «серых») поставок.
2 Абсолютные данные приводятся с округлением до 1 тыс. штук. Приводимые в данном пресс-релизе оценки выведены на основании данных, имеющихся в распоряжении SmartMarketing на момент публикации материала.

 #

Методика сбора информации ?
Импортная статистика ? Нет данных по Китаю что приходит оттуда почтой через интернет-магазины
Ретэйл ? Нет данных интернет магазинов и тех же операторов сотовой связи которые повально продают брендированные под себя навигаторы Штурман

Не понятно например наличие на первом месте Prestigio . Очень специфичный брэнд

 
 #

Мы не обсуждаем данные и методики, как свои так и чужие, подробнее, чем в пределах, указанных на http://www.smartmarketing.ru/node/13.

Могу лишь отметить, что личные покупки с Ebay, аукционов и т. д. оценивались, но их во-первых, мало, во-вторых, там нет какого-то одного лидера. В итоге, все они попадают в раздел "Другие". Аналогично, брендированные устройства рассматриваются как продукция вендора, а не того, кто ему поставил "полуфабрикат".

Prestigio не на первом месте, на третьем. Впрочем, важно понимать, что расстановка сил в секторе PND меняется постоянно, если не каждый месяц, то каждый квартал точно. И состав первой десятки анализировать имеет смысл, разве, что при разрыве в четыре-шесть позиций, а то и больше. Скажем, из выпадения Mio из десятки выводы еще можно делать, а из более мелких подвижек уже не очень, или как минимум с осторожностью.

 
 #

Если смотреть на тройку лидеров PND, то технически они ничем не отличаются, разве, что немного дизайном. Программно там практически полная симметрия, опять же если не вдаваться в незначительные детали. Причем нижняя тройка, в принципе также ничем не отличается от верхней по содержанию и по качеству насколько я осведомлен тоже. Разной может быть лишь маркетинговая политика и цены. Shturmann все же несколько отличается от тройки, у него наиболее агрессивная маркетинговая политика плюс на некоторых моделях стоит свое собственное ПО, к которому приложила руку студия Артемия Лебедава, что по правде сказать добавило изюминку в продукты.

В чем по вашему мнению состоит неудача европейских производителей TomTom и Navigon?
В чем по вашему мнению состоит успех хотя бы одного из первой тройки PND?

ВладимиР

 
 #

Спасибо за вопросы.

1. Да, принципиально они мало чем отличаются — и такая ситуация на рынке наблюдается где-то с середины прошлого года. И еще тогда уже было очевидно, что рынок, превращаясь из сравнительно узкого, нишевого, в массовый, радикально изменяет структуру канала. На первый план вышли поставщики, способные работать на больших оборотах. К такому развитию событий оказались готовы не все, что и обусловило изменение состава ведущих десяток. Тут важны не столько цены, сколько возможность продавать много — то есть, каналы продаж. Тот же Explay, как марка «Связного», продавался во всех салонах на лучших местах — результат налицо. Это и к вопросу о причинах успеха.

2. Что касается Shturmann, то, на наш взгляд, дело даже не столько в спецПО с дизайном от известной студии (это, как раз, мало кто замечает, по нашим опросам, огромная часть водителей даже не знает, что у них в навигаторе есть какая-то программа, она воспринимается как нечто само собой разумеющееся). Но Shturmann, пожалуй, первые кто понял важность создания не только своей private label, но и формирования ее образа, отстраиваясь тем самым от серой массы.

3. Ну, собственно неудача в том, что за все время попыток закрепиться на рынке (TomTom их было не менее трех), сделать этого не удалось. Причины... Тут можно долго рассуждать, но это все будут гипотезы и предположения. На наш взгляд причина состоит в том, что они во-первых, переоценили силу своих брэндов (то, что GPS-вендор успешен в Европе не значит, что его вообще знают в России), во-вторых — явно не уделяли достаточного внимания локализации карт и сервисом. У TomTom была огромная фора год-полтора назад, когда они запустили сервисы социального плана, но кто о них знал в России (вопрос их работоспособности и простоты подключения обойдем стороной)?..

 
 #

Explay вообще удивительный бренд, учитывая качество все же первое место как то сомнительно. Возможно сработали специфичные механизмы как присутствие на каждом прилавке и стимуляция продаж каким-либо методом не связанным с преимуществом продукта.

Штурман явно выделяется на фоне по понятности модельного ряда устройств. Если бы я ставил при всех равных условиях, то на него.

Что касается локализации карт у ТомТом то они конечно подкачали с обновлениями, хотя карты с качественным покрытием по России есть и сравнивая их в Москве и области можно уверенно говорить, что они не то чтобы не хуже, даже лучше своих конкурентов по большинству параметров, причем самых важных.

С тремя попытками выхода на рынок у ТомТом я бы тоже не стал утверждать, одна попытка была, это да, но не более. (про официальные)

Про сервисы тоже неоднозначно, большинство сервисов у ТомТом работают, исключение составляют он-лайн сервисы, которые развернуть в России, очевидно непросто. С другой стороны у конкурентов ни каких аналогичных сервисов практически нет, ну может за редким исключением. Ну а самый главный сервис - пробки, вообще вне дискуссий, как известно попытки оценить качество были и ни одного плюса в копилку их обладателей не принесли. Зато, как маркетинговый инструмент сработали, что по сути является недобросовестной рекламой и обманом покупателей. Большинство же покупателей считают что наличие самого сервиса - пробки как такового уже гарантия полезности, но это заблуждение, причем оно обходится потребителям в масштабе например той же Москвы довольно дорого, в особенности в потере времени.

 
 #

1. Именно об этом говорим. Но тут следует переформулировать: в текущей ситуации важнее широкий канал продаж, чем качество продукта. Типичная картина для рынков на этапе роста, по нашим оценкам еще два года так будет продолжаться с вероятностью 95%, еще пять лет — с вероятностью 80%.

2. По TomTom надо поднять архивы, уточнить официальность, но марка на рынке точно появлялась трижды и так же исчезала на некоторое время. Наверное у них не самый худший продукт, все-таки один из крупнейших игроков. Но гадать тут можно долго и занятие это бесперспективное.

3. С пробками ситуация тоже непростая, спорить сложно, но вряд ли стоит это именовать обманом потребителя. Этак и Стива Джобса можно назвать хлестким определением. ;-)

 
 #

1. И к чему рынок в конце концов должен прийти? По идее к переходу на бренды "А", ну или улучшение качества существующих с естественным повышением цены? Основному же большинству участников рынка нужно поднимать потребительские качества за счет навигационных функций и качества хардвера но никак не с помощью наличия тех же видеоплееров, которые на необремененных заботой о своей и чужой безопасности пользователей может произвести эффект как алкоголь на аборигенов.
2. Поднимайте не поднимайте а так оно и было. Слежу за темой по навигации. Марка по большинству параметров лучшая, отказ на присутствие на российском рынке может быть в том числе связан с невозможность бренду быть самим собой а не обрезанным функционально устройством, а может и явно заметно более высокой ценой на нашем специфическом рынке при, в большей степени, неосведомленном покупателе. Из присутствующих классу соответствует Гармин, что определяет цену его товаров и соответственно положение на рынке при неосведомленности покупателя.
3. С пробками ситуация очевидная, проводились уже дважды тесты с участием многих брендов в реальных условиях, результаты приблизительно одинаковые. Причем с присутствием прессы, с отчетностью по результатам. Если стабильно навигаторы без "пробок" показывают результат лучше и со значительным отрывом от "пробочников" а реклама гласит "прорвись сквозь пробки" то конечно ее можно воспринимать что мол "прорвись сквозь пробки с трудом и потерей времени", но тут очевидно имелось в виду совсем иное. Так что это конечно оценочное суждение, но выводы напрашиваются довольно однозначные. Причем участие команды принимали официально, так сказать, но и после результатов рекламный слоган не поменялся.

Кстати а что Джобс не так сказал, не много ни мало но именно Эппл задает вектор развития потребительской компьютерной техники и если там можно еще о чем то спорить, хотя сравнение качеств операционных систем очень уж убедительно*, то на рынке смартфонов я уверен iPhone произвел практически технологический взрыв, теперь все поголовно копируют в рамках возможного все технологии включая и юзабилити и все примыкающие идеи. Все производители смартфонов на тот момент топтались на месте передвигая кнопочки с одного угла на другой с надеждой что кастамайзеры облепят телефоны кристаллами сваровски и все будет только лучше, а тут такое решение, сразу куча новшеств которые в голову монстров производителей никак не шла не смотря на опыт в данной области. Забронзовели как говорится....

* качество MAC ОС превосходит по качеству и содержанию все имеющиеся причем вместе взятые, и лишь традиционно развитое пиратство в этой сфере поддерживает у потребителей с ранних лет интерес к основному конкуренту, или бесплатность - интерес к остальным. Лишь те кто не знаком с MAC OS, или те, кто оценивает качество по наличию привычной иконки в углу экрана могут с уверенностью спорить об очевидных вещах.

 
 #

1. От этого вопроса недалеко и до вопроса о смысле жизни. Это не к нам, это к философам, теологам, астрологам и т. д. Конечно, на рынке возможны любые варианты, однако серьезно улучшить качество навигации сейчас сложно, может быть поэтому и предпочитают снижать цену. Но это уже домыслы.

2. Факт остается фактом: TomTom серьезных позиций не захватил, несмотря на качество продукта , так же теряют их и другие зарубежные, точнее, специализированные вендоры. Возможно, история его попыток покорить российский рынок отчасти отвечает и на Ваш первый вопрос.

3. Где тут обман и есть ли он — это должен решать суд, если кто-то из покупателей обратится туда с иском против производителей. Я лично скорее согласен с тем, что особой надобности в такой функциональности нет, но, как показывают цифры, основная масса покупателей считает иначе. И бросаться их образовывать, изображая Дон Кихота в борьбе с ветряными мельницами — задача явно не для аналитиков рынка.

Фразу про Стива Джобса Вы не так поняли: имелось в виду, что при таком подходе, как тот, что демонстрируется в п. 2 обсуждения, можно и его "оценочно осудить", мол, мультисенсорность тоже никому не нужна, а он ее зачем-то рекламирует... ;-)

 
 #

3. Согласен, что аналитикам рынка не стоит бороться с ветряными мельницами, их задача делать анализ, то есть анализировать и после этого продавать свои результаты. Но это также не значит, что аналитик должен использовать ложную информацию :).

Кстати, основная масса людей до сих пор считает, что фреон разрушает озоновый слой, но это оказалось выдумкой господ из ДюПонт, которая помогла им заработать немало денег.... Не находите ни каких параллелей? :)

 
 #

3. Именно поэтому мы и ориентируемся на цифры, которые получаются на базе нашей собственной системы мониторинга рынка и сбора первичных данных.